24-25 марта в Казани пройдет учредительный съезд Всероссийского общества татарских краеведов. Это станет заключительным этапом на пути создания отдельной организации при Всемирном конгрессе татар, занимающейся координацией работы краеведов, изучающих историю татарских населенных пунктов. Предыдущее собрание татарских краеведов прошло в ноябре 2016 года в Уфе. В преддверии форума татарских краеведов мы поговорили с Ильсуром Ихсановым, администратором социальной сети "Авылдаш", созданной специально для интересующихся историей татарских населенных пунктов.
– Когда заработал ваш сайт и для кого он предназначен?
– Сайт создан относительно недавно. Основные технические работы завершились в декабре 2016 года. Предназначен для тех, кто интересуется татарскими деревнями и селами, их историей и настоящим. Сайт создан как интерактивная площадка для обмена информацией. Своей родословной и историей родного края интересуются в основном люди зрелого возраста, пользоваться некоторым из них интернетом может быть сложно. Поэтому сайт сделали насколько возможно с простым интерфейсом, дублированием названий рубрик и инструкций по пользованию на татарском и русском языках.
– Что вас подвигло на открытие такой, я бы сказал, узкоспециализированной соцсети?
– Еще в 2007 году при строительстве мечети в моем родном селе Сабай Буздякского района Башкортостана мы запустили сайт деревни, которую я администрировал. Занимаясь этим интересным делом, начал искать такие же сайты татарских деревень. Оказалось что мы не одни: обнаружились сайты татарских сел в Поволжье и на Урале, Турции. Таких сайтов было около десятка. После завершения строительства мечети сайт фактически выполнил свою информационную функцию и необходимость в ней отпала. Сайты других сел так же либо закрылись, либо не обновляются, либо поддерживаются благодаря энтузиазму одного администратора и посетителей этих сайтов немного. В это время поиск информации о татарских селах показал, что ее очень мало. Даже в википедии мало статей о татарских селах, а большинство из них не дают какую либо ценную информацию.
Cоздание соцсети просто для общения людей, которым близка татарская деревня, не имеет смысла
В Википедии больше статей о существующих и исчезнувших татарских селах Крыма. Приведу пример: поиск сведений о татарском селе Чишмы в Китае, откуда родом известный певец Базарбай Бикчантай, для меня не увенчался успехом. Я даже не смог найти его местонахождение в гугл-карте. Тогда и возникла идея создания своеобразного гибрида интернет-справочника и социальной сети, объединяющего пользователей, которым близка татарская деревня, ее история и настоящее. Вместе с тем создание социальной сети просто для общения людей, которым близка татарская деревня – при существовании крупных и популярных соцсетей с интересным наполнением и миллионами пользователей – не имеет смысла. Я пришел к выводу – сделать сайт на двух основных принципах: пользователь и группа конкретного села. Пользователь может создать группу села, добавляться в существующие села, вносить в нее текстовую, фото и видео информацию, дружить, переписываться с другими пользователями лично и в рамках форума села.
Для обсуждения общих вопросов в социальной сети имеется и отдельный форум. Село можно найти как по названию, так и по месторасположению в яндекс-карте. Кроме того, внизу сайта установлен счетчик, показывающий количество внесенных на сайт существующих и прекративших свое существование сел и количество зарегистрированных пользователей. Сайт был создан на энтузиазме, и цель получения коммерческой выгоды не ставилась. Техническое оформление сайта осуществлял уфимский web-мастер Ильгиз Аргинов.
– Сколько участников зарегистрировано в ресурсе на этот момент? Сколько татарских сел в базе данных?
– На сегодняшний день на сайте зарегистрирован 41 пользователь, созданы страницы 147 существующих и 14 исчезнувших сел.
– В прошлом году было создано Всероссийское объединение татарских краеведов, учредительный съезд которых пройдет в Казани. Собираетесь ли вы как либо сотрудничать с этой организацией и популяризировать ваш ресурс среди участников этой организации?
– Конечно, как я уже ранее сказал, целевой аудиторией сайта являются татарские краеведы, и если эта соцсеть заинтересует и принесет пользу работе Всероссийского объединения татарских краеведов, я буду только рад, а необходимость такого сайта очевидна.
– В этом году пройдет VI съезд Всемирного конгресса татар, до этого пройдут малые собрания в других субъектах РФ, в том числе и в Башкортостане. Есть ли что-то, что вас беспокоит в нынешнем положении татарского народа и коренных народов РФ вообще?
– Процессы глобализации, ускоряющаяся урбанизация вкупе с упадком сельского хозяйства в России, где занят основной носитель татарского языка и культуры, отсутствие полноценной реализации законодательства и государственных программ, касающихся вопросов сохранения и развития татарского народа и других коренных народов, приводит к уменьшению количества носителей языка. Сокращение количества носителей татарского языка между двумя переписями на миллион человек - это, мягко говоря, очень удручающий показатель.
Национальная интеллигенция не исполняет культурно-просветительского запроса народа
С другой стороны, язык исчезает, потому что в нем нет каждодневной необходимости. Как сделать так, чтобы в существующих сегодня реалиях язык, культура сохранялись и развивались – задача в первую очередь национальной интеллигенции, которая, определяя проблемы, может ставить конкретные задачи перед обществом и государством. Мне кажется, что наша национальная интеллигенция не поспевает за ускоряющимся прогрессом и, как следствие, не исполняет культурно-просветительского запроса народа. Как известно, свято место пусто не бывает. Эту пустоту заполняет чуждая культура. Хочу привести элементарный пример. Существуют десятки однообразных сайтов в татарском сегменте интернета, а элементарного сайта с онлайн-сказками и рассказами для детей на татарском языке нет. И это при существовании десятка таких сайтов для детей на русском языке.
– Каково положение татар родного для вас Башкортостана? Изменилось ли что либо в их судьбе после смены политического руководства республики в 2010 году?
– Что касается положения татар в Башкортостане, она не лучше и не хуже положения татар в других субъектах России. Да, при прежнем руководстве были определенные "перекосы", препятствия для реализации духовно-культурных, образовательных потребностей и развития татар в Башкортостане. Желаемого развития нет ни у татар, ни у башкир. Волею судьбы татары и башкиры живут бок о бок уже сотни лет, культурно, духовно обогащая друг друга. Образно говоря "мы в одной лодке и надо грести синхронно", чтобы сохранить свое место в человеческой цивилизации.
– И все же, по вашим ощущениям, улучшилось ли положение татар Башкортостана внутри республики за эти годы? Ведь, по правде говоря, кардинальных перемен в решении застарелых проблем татарского населения в области статуса татарского языка, образования и культуры так и не произошло.
– Об улучшении положения татар в Башкортостане говорить не приходится. Получилось так, что те, кто при прежнем руководстве требовали решения проблемы татар в республике, в том числе и проблемы статуса татарского языка, татарских школ, достигнув своих политических целей, попросту "забыли" ее. В селах школы закрываются в связи с оптимизацией, недостаточностью детей, это уже проблема в федеральном масштабе. Сегодня в деревнях дети приходят в первый класс, уже предпочитая общаться между собой на русском языке. Конечно, дети учатся языку с русскоязычных мультфильмов и детских передач, ведь татарского детского телевидения до сих пор нет. Это уже части глобальных проблем, препятствующих полноценному развитию татарского народа. На БСТ нет татарских передач, но есть ТНВ, музыкальные каналы "Туган тел", ТМТV, которые есть у основных провайдеров кабельного ТВ Башкортостана, с интернета я могу смотреть любой татарский канал. На работе у меня в компьютере всегда включено Казанское радио "Курай". Я без особых проблем могу восполнить свои информационные и духовные потребности. А отсутствие на БСТ татарских передач ведет в первую очередь к уменьшение ее зрительского контингента и рейтинга, если для них это конечно важно. Вместе с тем, качество передач на национальных телеканалах, и ТНВ и БСТ, настолько низкий, что за исключением нескольких передач, молодежи их неинтересно смотреть.
– Чем еще вы занимаетесь в жизни помимо краеведения?
– У меня два образования, историческое и юридическое. Историей в общем и краеведением в частности я занимаюсь для "души". А по профессии я юрист, владею небольшой юридической фирмой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.