ОТ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ В ЕВРЕЙСКУЮ ОБЩИНУ.
Комиссия по выборам в еврейскую общину доводит до сведения граждан евреев города Уфы, что списки избирателей евреев в общину закончены составлением и выставлены для обозрения в синагоге (Гоголевская ул.), в еврейском комитете о беженцах (Александровская, 24) и в еврейском училище (Казарменная, 58).
Лица, почему-либо не внесенные в списки благоволят заявить в назначенных учреждениях ежедневно, от 7 до 9 час. вечера, дежурному члену комиссии.
Последний срок внесения в списки 6 августа с.г.
ПРИЗЫВ.
Наша доля — борьба. Собирайтесь смелей
Под рабочее красное знамя.
В деревнях, в городах, в рудниках, в мастерских
Разгорается яркое пламя.
Пусть теперь, в эти дни, каждый честный борец
Не забудет завета.
Наша доля — борьба, в единении мощь.
Наша крепость - газета.
Засмеются враги над призывом моим
Засмеются некстати;
Мы ответим на смех собираньем грошей
Для рабочей печати!
В-р.
ПЕСНЬ ПЛЕННЫХ.
Из Марселя Капи.
Une voix de femme dano la mîlèe.
Одна из швейцарских газет приводит
вычеркнутую французской цензурой
главу из новой книги Марселя Капи.
Когда пленные добрались до насыщенного печалью городка, женщины кричали в приливе гнева:
"Убийцы. Убийцы! Бей их, бошев!"
Грозящие кулаки подымались. Они шли молча, потупя головы.
Дети подымали камни, чтобы бросать ими в них. Сопровождающие солдаты делали все усилия, чтобы предупредить истязания.
Бушующая толпа проводила эшелон до ворот старого монастыря, которой теперь стал тюрьмой.
* * *
Дикая ненависть первых дней сменилась скрытой враждой.
Громких криков не стало, только вечером у камина рассказывались ужасные подробности из жизни пленных.
Когда дети не слушались, то матерям стоило только показать в сторону монастыря и дети смолкали.
Боши — были ужасом малых и отвращением взрослых.
Пленных проклинали…
* * *
От времени до времени приходили грустные вести: - "убит"… "пропал без вести"… "ранен" - каждая семья имела свое горе... Приходили письма из Германии, — весь городок знал всегда об этом. Собирались — трогали бумагу. Не было сомнения, что свои земляки были в плену, в какой-нибудь чужой деревне, в плену… как боши, там, в старом монастыре. Может быть и их обругали, — их, не могущих защищаться.
И женщинам стало стыдно, — они стыдились своего гнева. Надеялись, что жители чужой земли отнесутся милосердно к нашим пленным.
Как-то расспросили ополченцев, стоящих поочередно на страже у ворот монастыря, и они рассказали, что и немцы получают иногда письма, и что они плачут, их читая. И они имели родителей… жен… детей…, которых оставили, и они страдали от войны.
— Здесь пленные, там пленные, на обеих сторонах бедные отроки, видевшие смерть с глазу на глаз.
Не надо делать им больно.
Пленных жалели.
* * *
Это было в воскресение… Стояла теплая погода… Домики купались в солнечных лучах… А из монастыря доносилась песня…
Торжественная, мягкая, грустная, серьезная!..
Женщины вышли на крыльцо. Что пели пленные? Никто не понял слов, но куда яснее их говорили звуки сердцам крестьян, они говорили про любовь, про веру, говорили про время, которое летит в вечность, про разлуку и тоску по родине. Они искали надежду, - эти звуки; в них звучало прощание…
И женщины складывали руки, как в молитве. Дети переставали играть на улицах. Старики, опершись на свои посохи, погружались в раздумье.
Музыка приносила простым душам мир.
Она была красива, песнь пленных!
Она опускалась с благоговением на грустные долы…
Торжественная, мягкая, грустная, серьезная. Когда же она закончилась – почти что вздохом, - каждый побрел домой.
Вечер прошел необыкновенно спокойно.
Казалось случилось что-то торжественное.
— "Она красивее, чем хорал", - сказали молодые девушки.
И когда знойное солнце клонилось к горизонту, не мл из них грезили у окна…
* * *
Пленные мостили улицу. Они были молоды и сильны, и управляли молотом в такт. Их не сторонились, они не были больше людоедами, которыми матери пугали своих ребят.
Их не называли больше "боши"; их называли "пленные".
Наступило лето, и каждый вечер хор пленных пел внутри монастыря.
Жители городка собирались. Сумерки ниспадали на луга… Легкий ветерок играл листьями деревьев. Старые и малые отдавались волшебству гармонии; она открывала им ту тесную связь, которую имели дети смеющегося Прованса, с ними, сынами далекой, суровой Германии.
Любить… грустить… надеяться… верить… — говорила песнь пленных, и горожане понимали… Они чувствовали, что все они, — друзья — и враги, — люди, и что одно и то же вечное чувство освещает их жизненных путь.
Рано утром или под вечер проходили пленные; они шли на работу или возвращались в монастырь.
Они не потупляли головы. С ними говорили ласково, предлагали им гостинцы, и девушки, красивые девушки, с карими глазами и гибким станом улыбались им…
Природа брала свое…
И женщины спрашивали задумчиво:
— "Для чего война?"
Перевел: Юртфель.
ХРОНИКА.
Контр-революционные слухи в деревне. В деревнях уфимской губернии распространяются темными силами самые вздорные слухи, которые, несмотря на их нелепость, носят определенную контр-революционную окраску.
Например, по деревням уф. уезда близ сам.-злат. жел. дор. неделю тому назад рассказывали, что в Петрограде собралось совещание, на котором все, даже большевики, высказались за передачу власти Михаилу Романову, иначе де Россию не спасешь.
Еще более интересно следующее "сказание", которое передается почти во всех деревнях из уст в уста. Говорят, что где-то получено от бывшего царя письмо, в котором он заявляет, что он умышленно устранился от дел на 5 месяцев, а к первому августу он посмотрит, могут ли его подданные прожить без царя, и если окажется, что самостоятельность им не нраву и не по заслугам, то он вновь возвратится к власти.
И так черная сотня начала свою работу среди крестьянской темноты.
Среди чуваш. Чувашское военное общество приступило к практической деятельности. Уже намечен ряд лекций. Первая лекция состоится 30 июля в 2 ч. дня в здании городского училища (Уфимская, 87). "О всеобщем, прямом, равном и тайном избирательном праве" на чувашском языке.
Лектором выступит председатель общества Л.И.Мленкиц.
В земском союзе. Губернским земством получено от всероссийского земского союза следующее сообщение:
"В связи с нашим положением на фронте возможно ожидать эвакуации госпиталей всех организаций во внутренний район, поэтому просим срочно произвести учет всех помещений, подходящих для размещения в них эвакуируемых госпиталей и одновременно с сим просим указать размер таких помещений, определяя таковой числом коек, какое может быть размещено в этих помещениях".
В союзе демократов служащих правительствен. учреждений. Председателю союза демократов служащих правительственных учреждений служащему крестьянского банка Г.И.Брегетову, вследствие происков администрации крестьянского банка, предложено подать прошение об отставке.
Гарнизонный ремесленно-технический союз.
Недавно образовался гарнизонный ремесленно-технический союз, в который входят все мастеровые-специалисты всех воинских частей уфимского гарнизона в количестве 300 членов. В основу принят устав самарского ремесленно-технического союза. В настоящее время союз обратился в совет рабочих и солдатских депутатов с ходатайством принять меры против отправки в дальнейшем специалистов мастеровых с маршевыми ротами и эшелонами, уходящими на театр военных действий без разрешения совета рабочих и солдатских депутатов совместно с союзом.
ПАРОХОДСТВА
Т-ва Ф. и Г. бр. Каменские и Н.Мешкова и Д.Д.Якимова Н-цы.
ПАРОХОДЫ ОТХОДЯТ ОТ УФЫ ДО Н.НОВГОРОДА
Ежедневно в 10 час. утра.
Ввиду мелководья реки Белой глубокосидящие пароходы до Уфы не доходят, почему делается пересадка в П.-Бору с мелкосид.
До Пьяного Бора отходят по особым объявлениям.
Груза принимаются.
Запись на места не принимается.
Телефон пристани 107 и 122.
Продажа билетов производится за 2 часа до отхода парохода и накануне вечером с 6 час. до 8 час.
Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.
Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале "Поволжье в 1917 году".