Логотип первой страницы:
"Чуваши, готовьтесь к Государственному Собранию!
Товарищи, хорошо запомните день 12 ноября.
В этот день надо выбрать делегата на Собрание".
Обращение к представителям мелких народностей.
...Сейчас очень даже необходимо, чтобы все мелкие народы, именуемые инородцами: чуваши, черемисы, мордва, вотяки, зыряне – объединились между собой. А затем, собравшись и обсудив совместно все свои болячки и проблемы, объединив усилия, превратились бы мы в одну сплоченную, мощную и великую семью народов.
Собратья! Давайте внимательно посмотрим друг на друга и пытливо вглядимся вокруг. И тогда каждый заметит, что у нас много схожего: в языках полно заимствований друг от друга, которыми еще прадеды пользовались; объединяют нас также историческое прошлое: у нас общая древность и единая старина; мы мало отличаемся друг от друга характерами: у нас похожие обряды и традиции; схожи мы даже в национальной одежде.
Обратите внимание: образ нашей жизни и сейчас складывается одинаково, мы руководствуемся одними и теми же ценностями. Более того, эти добрые традиции никому не удается прервать, потому что то, что ценно для чувашей, столь же дорого для мари и мордвы, для вотяков и зырян.
Не все в нашей жизни складывается по-доброму. Бывает, два мирно соседствующих народа иногда переходят дорогу друг другу, и начинается бестолковая вражда. Эта рознь в конце концов для обоих враждующих народов оборачивается большой бедой, общей для всех людей трагедией. А, может, хватит жить поврозь – каждому народу со своим горем? При такой разобщенности разве сумеем мы наладить свои общие дела?
Нет, разумеется, не сможем. И, в конце концов, придем к тому, что в книге под названием "История" от наших народов останутся всего лишь названия. Исчезнут наши народы, и тогда будущие, более мудрые поколения будут изучать нынешние события по учебникам Истории всего лишь как причуды диковинных племен минувших лет.
Для того, чтобы не превратиться в исторический прах, нам сейчас же следует во весь глас и на весь мир заявить о себе. У нас у каждого есть право на существование, значит, мы сами должны бороться за свое будущее.
Братья – чуваши, черемисы, мари, мордва, вотяки! Давайте сплотимся по-родственному! Жизнь требует силы и могущества. Кто мощнее: десять разобщенных народов, каждый численностью в миллион человек, или же спаянная и дружная десятимиллионная семья родственных народов?
В созываемое для дальнейшего обустройства России Учредительное собрание нам следует выбрать достойных делегатов: столь же рассудительными нам надо быть при выборах своих представителей в губернские, уездные и волостные земства; также нельзя поступать опрометчиво при уяснении задач по дальнейшему просвещению народа.
Мы обязаны в полной мере воспользоваться предоставленными нам новыми свободами для возрождения своих народов. Для этого всем следует крепко взяться за руки и широкой поступью дружно идти вперед.
Наш путь навстречу заре, к грядущей свободной жизни лежит через объединение мелких народностей.
Наш совместный кропотливый труд окажется во благо многострадальной единой отчизны и на пользу великому нашему брату – русскому народу.
Да будут процветать обретшие наконец-то свободу мелкие народы необъятной нашей России!
Учителя и священники, все просвещенные люди, грамотные специалисты, мужчины и женщины, да объединим свои усилия ради святого дела возрождения мелких народностей! Ваш долг – довести до каждого своего земляка идею о необходимости единства наших народов; вы обязаны разъяснить своим соплеменникам первоочередные задачи и повести их за собой. Пускай же никто не останется в стороне от этого благородного дела. Ваш труд по сплочению народов и укреплению дружбы между ними не пропадет втуне, а ваши имена будут вписаны на скрижалях Истории.
К данному Обращению прилагается устав Общества мелких народностей.
Усов.
Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.
Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале "Поволжье в 1917 году".