В нескольких деревнях Мамадышского района Татарстана живут удмурты. Корреспондент радио Азатлык поехал с ними знакомиться. Предлагаем перевод материала с татарского языка.
По итогам последней переписи населения, в Татарстане живут более десяти тысяч удмуртов. В деревнях Новая и Нижняя Уча Мамадышского района — не больше 300. В 27 деревнях соседнего Кукморского района их намного больше, и говорят они на "кукморском диалекте" — так этот говор называют специалисты. Действительно, их родной язык своеобразен, в их языке много заимствований из татарского. Местные жители не смогли ответить, с каких пор удмурты проживают в этих местах.
— Мы всю жизнь здесь живем, бабушки-дедушки тоже здесь жили. Насчет остальных не интересовались, — отвечали местные.
Удмурты в эти края пришли в середине 18 века. В те времена здесь добывали медь. Удмурты создавали шахты по добыче меди, занимались медеплавильным ремеслом. Селились они целыми деревнями, вырубали леса под поля. Недалеко от деревни Новая Уча есть место, где добывали медь, его и сейчас называют "Завод Нюк".
По словам главы сельского поселения Рустема Хамизуллина, здесь каждый говорит на трех языках — татарском, русском и удмуртском. Раньше в деревне была начальная школа. Сейчас же дети ездят учиться в село Урясьбаш Кукморского района (11 км от Учи), где с 1 по 11 класс преподается удмуртский язык.
Есть школа ближе, в деревне Таканыш (5 км от Учи), но родители предпочитают отдавать своих детей именно в Урясьбаш.
— В Таканыше не изучают удмуртский язык. Сейчас наши дети учат четыре языка — удмуртский, русский, татарский и английский, — говорят жители деревни Нижняя Уча.
Они не разделяют страхов по поводу исчезновения удмуртского или татарского.
— Нет, язык не исчезнет. Наши внуки даже говорят на удмуртском. По-моему, и татарский язык не исчезнет. Даже мы сейчас с вами говорим на татарском, отчего же он должен исчезнуть, — говорит 60-летняя жительница села Валентина Петрова.
Валентине Семеновой 77 лет. Она около 30 лет проработала в школе.
— Работая среди татар, невозможно не научиться языку. И они, в свою очередь, понимают удмуртский, но это редко. Да и зачем им это, если мы научились татарскому. Изучение татарского языка мы начали с песен, — добавила Валентина апа и затянула свою любимую татарскую мелодию "Рамай".
В клубе "Купанча" в Новой Уче работает фольклорное отделение. Администратор клуба Валентина Романова показала нам дипломы и награды, полученные в фольклорных фестивалях. Валентина Романова в клубе и организатор, и уборщица. И печь затопит, и дрова наготовит.
— Лишь бы клуб не закрыли, хоть и немного, но зарплату платят, — рассказывает она. — Боюсь осенних холодов. Крыша клуба протекает, у нас холодно в помещении. Печь затапливаю, и сидим возле нее.
В музее деревни Таканыш нам показали кости мамонта, которые жители нашли посреди поля между двумя деревнями. Здесь есть еще одно историческое место — дорога, вымощенная перед приездом в эти края Екатерины II. Между деревнями Нижняя Уча и Новая Уча всего 2 км. Совсем рядом с ними проходит дорога Уфа-Киров.
Обе деревни находятся очень близко к большой дороге — всего в 100-150 метрах. К одной деревне ведет асфальт, а к другой — нет. В деревне Нижняя Уча между магазином и фельдшерским пунктом проложена дорога, но она так и не достроена до большой трассы. По 150 метров дороги с каждой стороны осенью превращаются в бездорожье.
Население в основном трудоустроено в хозяйстве у местного фермера Рашида Мотыгуллина. Здесь у него расположена ферма на две тысячи голов крупного рогатого скота. В деревнях по одному частному магазину, работает один медпункт. Удмуртское телевидение здесь не смотрят.
— Мы не забываем свои традиции. Проводим праздники совместно с удмуртами близлежащих деревень. Но у нас мало людей, молодежь уезжает, остаются люди старшего поколения, — рассказала нам администратора клуба в Нижней Уче Оксана Петрова.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.