Все более популярным в Удмуртии становится новый проект Post-dukes. Это национальная удмуртская музыка, преобразованная в электронной аранжировке. Над проектом работает музыкант Жени Чудья. Как создаются композиции, что означает название проекта и как эксперты оценивают подобные этно-электронные музыкальные работы — в материале "Idel.Реалии".
Последний год 25-летний музыкант Жени Чудья работает над этно-электронным проектом Post-dukes. Молодой человек накладывает на традиционные удмуртские мотивы электронные аранжировки и на выходе получает новое звучание. Основой Post-dukes стал другой проект молодого человека — "Дукес". Это фолк-группа, в которой помимо Жени состоят две вокалистки — Татьяна Тихонова и Лилия Леонтьева.
— Однажды я и две мои подруги, поющие в фольклорно-этнографическом ансамбле "Чипчирган", сидели в общежитии и решили, что нужно записать пару песен в музыкальной студии и выложить их в социальных сетях. Тогда и задумались над названием группы. В это время мы все носили дукесы — это элемент традиционного костюма, теплый кафтан с особенным кроем. Мы решили, что название "Дукес", отсылающее к традиционной культуре, хорошо подойдет для нашей маленькой фолк-группы. Весной 2017-го года мы выпустили альбом с ограниченным тиражом, — рассказывает Жени Чудья.
Параллельно с "Дукес" он играл в рок-группах на гитаре и аккордеоне, слушал электронную музыку и, как он признается сам, искал новое, особенное звучание. Тогда у музыканта и появилась идея создать Post-dukes.
— В какой-то момент мне захотелось делать электронную музыку, которая бы отсылала к образцам удмуртской народной музыки и в то же время была бы близка к андеграунду. Звучание традиционных мелодий мне хотелось совместить с современным посылом. Я хотел расширить и разнообразить удмуртскую музыкальную культуру — так и появился проект Post-dukes, — заверяет Жени Чудья.
Если у нас, у удмуртов, есть такой замечательный способ выражения самоидентификации, почему бы им не воспользоваться?
Музыкант, по его же словам, очень трепетно относится к сохранению национальной идентичности в собственном творчестве. Два года назад по этой же причине он сменил имя. До этого молодого человека звали Евгений Бикузин.
— У удмуртов раньше не было фамилий. В нашей языческой культуре существовали воршуды (воршуд — это дух предка, покровителя рода). Сегодня почти никто не знает, к какому роду он относится. Но в топонимии Удмуртии осталось множество воршудных названий, например, старое название моей родной деревни — Усо-Шудья. От него я и отталкивался. Чудья — Чудӟа — Шудӟа — Шудья — это один из самых широко распространённых воршудов. Если у нас, у удмуртов, есть такой замечательный способ выражения самоидентификации, почему бы им не воспользоваться? — говорит Жени.
Так, в группе "Дукес", помимо названия и образа ее членов, музыка создается при помощи старинного удмуртского музыкального инструмента кубыз. В проекте Post-dukes, помимо музыкального слияния, все композиции исполняются на удмуртском языке. Вокалисткой выступает участница фолк-группы Лилия Леонтьева. Как говорит сам Жени, это и есть преображение национальной культуры в новой оболочке, отсюда и приставка post.
— На сегодняшний день Post-dukes занимает андеграундную нишу в удмуртской музыке. Думаю, я пишу музыку для людей, которых интересуют композиции вне привычных для удмуртского слушателя форматов и жанров. Впрочем, я ориентируюсь не только на удмуртскоязычного слушателя. Многие люди, которые слушают Post-dukes, не говорят на удмуртском и в целом далеки от удмуртской культуры, — говорит Жени.
В этом плане его проект напоминает работы проектов TATARKA и "АИГЕЛ". Первый с композицией "Алтын", где исполнителем выступила блогер Ира Смелая, разошелся по интернету около года назад. Здесь текст на татарском языке лег на электронную музыку. По такому же принципу звучат некоторые композиции проекта "АИГЕЛ". Его создали певица из Набережных Челнов Айгель Гайсина и музыкант группы СБПЧ (Самое большое простое число) Михаил Барамия. Несколько месяцев назад они презентовали альбом "1190", а сегодня ездят с концертами по городам России, в том числе, выступали и на федеральном канале.
Эксперты в мире современной музыки не спешат вешать на подобных исполнителей ярлык тренда. Многие из них, считают, что такой подход к творчеству появился уже давно. Журналист Юрий Сапрыкин заверяет, что популярными подобные композиции были еще 25 лет назад.
— Смешивать этнику с электроникой — это, в общем, действительно никуда не уходило, все кому не лень занимаются этим последние лет 25 в мировом масштабе. Если парни в Удмуртии тоже пытаются делать что-то подобное — ура, замечательно, тем более, традиции электронной музыки в Ижевске не менее богаты, чем музыки национальной, — считает Сапрыкин.
Основатель лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров, говорит, что идея этно колористики в современной музыке не новая и приводит в пример проект "Иван Купала". Это российская электронная группа, которая образовалась еще в середине 1998 года.
Современная музыка на родном языке — это чуть более сложный, но в то же время благородный путь к своему слушателю
— Слияние традиционного с современным было всегда, вспомните тех же "Иван Купала". Раньше они были чуть ли не единственными в России, а теперь практически в каждом регионе есть их последователи. Музыка у группы Post-dukes симпатичная, но чуть более сложная для восприятия, чем, к примеру, у Иры и АИГЕЛ. И это неплохо. В конце концов, когда ты делаешь хорошую современную музыку на родном языке, а не эксплуатируешь вирусные образы, ты сознательно выбираешь чуть более сложный, но в то же время благородный путь к своему слушателю. Такая музыка, я считаю, достойна как современных этно-фестивалей, так и фестивалей электронной музыки, — считает основатель лейбла Yummy Music.
Музыкальный журналист Родион Нагорный также не считает, что этническим мотивам в современной музыке не стоит приписывать возросшую актуальность.
— Фольклор и поп-музыка с незапамятных времен взаимопроникают друг в друга. Взять хотя бы более опытных коллег Post-dukes – группу Oyme, которая уже не первый год сотрудничает с Эриком Муке, основателем проекта Deep Forest, главный хит "Sweet Lullaby" которого, к слову, в этом году отмечает 25-летие. Примерно в то же время взошла звезда Брина Джонса, больше известного как Muslimgauze, Joi, Transglobal Underground и многих других музыкантов, аккуратно и с особым изяществом заходивших на территорию этники. Из свежего – продемонстрировавший всю свою силу на последнем "Евровидении" проект ONUKA из Украины. Но если вернуться с небесных высот мировой музыкальной индустрии на землю русскую, то и у нас успешных примеров проникновения народных мотивов в современный музыкальный ландшафт предостаточно: петербургская группа Theodor Bastard, карелы Yarga Sound System и Иван Купала — наверное, самая лубочная отечественная электроника, — говорит Родион Нагорный.
Также музыкальный журналист прокомментировал и проект Жени Чудья.
— Попытка переложить удмуртские традиции на современный лад, но уже под маской мрачноватых и довольно скупых аранжировок, изредка оживляемых ломаной перкуссией. Его творчество интересно с точки зрения знакомства с современными продюсерами из Удмуртии, но с точки зрения содержания напоминает пробы пера в программе для создания музыки на компьютере — потому быстро наскучивает, — считает Родион Нагорный.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.