30 января 2018 года Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К.В. Иванова отмечает своё славное 100-летие. Первый спектакль по пьесе А.Н. Островского "Хăв пурăнас тенĕ пек ан пурăн" ("Не так живи, как хочется") театр показал в Казани 27 января 1918 года и с тех пор стал "духовными мехами чувашского народа".
Театр был любим всегда, и эта народная любовь не иссякала ни в годы войн и бедствий, ни во времена перестройки и после. "Idel.Реалии" обратились к известному деятелю чувашской культуры, артисту, преподавателю, режиссёру республиканского ТЮЗа Вячеславу Оринову с просьбой рассказать о чувашском театре. Ещё будучи сельским школьником, он за 100 километров еженедельно являлся на занятия в чебоксарскую студию Чувашского драмтеатра и первые творческие шаги сделал на этой сцене.
В прошлом году Вячеслав Оринов из кресла заместителя министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики вернулся на сцену Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля, которому прослужил четверть века. Не сомневаясь, что театральный мир известен ему вдоль и поперек во всех ипостасях, мы решили поинтересоваться у режиссёра не только историей и перспективой чувашского национального театра, но и общими проблемами российских театров.
— На ваш взгляд, национальные драматические, музыкальные, детские и другие театры имеют какое-то значение для современной России?
— Понятие "российский театр" включает в себя не только богатые своей историей московские и питерские театры, но и национальные театры. Нельзя представить наше культурное пространство без участия татарского, башкирского, якутского и других прославленных национальных театров. Мы ежегодно становимся свидетелями больших театральных событий именно в регионах, так как национальная самобытность, национальный колорит обогащают спектакли не только по произведениям "своих" авторов, но и придают уникальность в эстетике постановок по пьесам мировой драматургии.
Нельзя представить российское культурное пространство без участия татарского, башкирского, якутского и других национальных театров
Неоднократно национальные постановки были отмечены на всероссийских и международных театральных фестивалях. В последние годы организаторы таких фестивалей все чаще обращают свой взор на национальные республики. К примеру, регулярно проводятся в Уфе и Казани международные фестивали тюркоязычных народов "Туганлык" и "Науруз", фестивали финно-угорских народов. Отрадно отметить, что все театры считают престижным участие в них.
Чувашский государственный академический драматический театр имени К.В. Иванова — желанный участник творческих фестивалей. От этого известного коллектива ждут новых открытий. Свидетельством тому являются многочисленные награды по разным номинациям, завоеванные на культурных "состязаниях".
— Будучи заместителем министра культуры Чувашии, вы много сделали для национального театра имени К.В. Иванова, чтобы после долгих лет скитаний получил свое здание республиканский ТЮЗ, чтобы не тускнели сельские и городские народные чувашские, татарские, мордовские, марийские кружки и театры. С чего начнём наш разговор о юбиляре?
— С истории. Чувашский театр, зародившийся в 1918 году в Казани, один из старейших в Поволжье, после татарского академического театра драмы им. Г. Камала. И не случайно, наверное, что первая постановка чувашского театра по пьесе А.Н. Островского "Не так живи, как хочется" состоялась в этом богатом театральными традициями городе. Труппы, которые работали в Казани, вдохновили молодых талантливых чувашских парней и девушек во главе с И.С. Максимовым-Кошкинским на такой, по тем временам, дерзкий шаг.
Главным событием было то, что участники этого спектакля говорили на чувашском языке!
Тогда не было даже своей национальной драматургии, поэтому пришлось пойти на компромисс — "очувашили" пьесу великого русского драматурга. Постановка произвела фурор, может быть, не столько актёрскими работами и оригинальной режиссёрской трактовкой. Главным событием было то, что участники этого спектакля говорили на чувашском языке!
Первыми зрителями были красноармейцы — чуваши, уходившие на фронт. Было сложное время в стране, шла Гражданская война, и на такой культурный акт могли пойти одержимые идеей молодые люди, любящие свою нацию, свой язык и уважающие традиции своего родного народа. Это было началом.
— Начало было грандиозным, а что сегодня?
— Сегодня весь чувашский народ отмечает 100-летие этого прославленного театра. Да, это событие всероссийского масштаба, так как не найдется ни одного региона в России, где не проживали бы представители чувашского народа. За короткое время чувашский театр стал "Театром, любимым народом" (название книги театроведа Ф.А. Романовой — ред). Всегда и везде публика рада встрече с любимыми артистами.
Это говорит о многом: театр развивался и поднимался от самодеятельного до высокопрофессионального уровня. И это заслуга актёров и режиссёров разных поколений, которые внесли свою лепту в славную историю театра. Перечисление некоторых имён приводит в восхищённый трепет: народные артисты СССР Борис Алексеев, Алексей Ургалкин, Вера Кузьмина, Валерий Яковлев, народные артисты России Виктор Родионов, Нина Яковлева, Нина Григорьева, Николай Григорьев и другие могли украсить сцену любого российского театра. Честь и хвала всем корифеям чувашской национальной сцены.
В становлении национального академического театра сыграли огромную роль выдающиеся мастера театрального искусства страны: М.М. Тарханов, В.А. Орлов, М.О. Кнебель, Г.А. Товстоногов и другие. Учителя, ученики которых впоследствии сами стали не только известными, но и такими же выдающимися мастерами сцены. Выпускники чувашских актёрских студий ГИТИСа, ЛГИТМИК, Щепкинского училища составляют костяк труппы. Вкратце можно утверждать: без русского театра, без русской театральной школы не могли так эффективно развиваться и процветать наши российские национальные театры, в том числе и чувашский.
— Насколько высока роль театра в культурной жизни Чувашской Республики?
— Во-первых, нужно сказать, что театр стал плотью и кровью родного народа. Во-вторых, он положил начало развитию национальной драматургии, национального музыкального искусства. В чувашском театре зародился и музыкальный театр (ныне — Чувашский государственный театр оперы и балета). Под благотворным влиянием юбиляра в разные годы для зрителей открыли свои двери в Чебоксарах Русский драматический театр, театр юного зрителя, театр кукол, экспериментальный театр, которые также успешно работают по своим направлениям и согласно уставным требованиям.
— В прошлом году после Поволжского театрального фестиваля в Буинске казанские режиссёры нелестно отозвались о мастерстве чувашских театров. Ваше мнение по поводу этой дискуссии.
— Во-первых, каждый человек имеет право на своё мнение и право свободно отстаивать свою точку зрения. Это признак завоёванного достижения современной действительности. Но это не говорит о вседозволенности. Есть же критерии: профессиональные, человеческие…
Мне повезло: я учился у таких великих мастеров, как М.А. Захаров и А.А. Васильев. Ни разу не слышал от них некорректных отзывов о других театрах и коллегах, хотя, в принципе, они имели представление о них и многое могли сказать. Они приучили нас думать самим, сравнивать, делать выводы для себя и не опускаться до неприличного уровня. Помню, Марк Анатольевич обращался к каждому студенту по имени и отчеству. Вначале такое обращение смущало нас. Это был великий урок: уважительное отношение к творческому человеку.
К примеру, уверен, что худрук театра имени Г. Камала Фарид Бикчантаев, с которым я близко знаком и которого очень уважаю, не может, как вы говорите, "нелестно отзываться" о других…
Могу констатировать тот факт, что у чувашского ТЮЗа с Буинским театром всегда были дружеские, деловые отношения, и ежегодно артисты нашего театра участвовали в тех фестивалях. Думаю, не нужно серьёзно реагировать на подобные высказывания. Сергей Паратов в драме А. Островского "Бесприданница" говорит: "Кому что нравится: кому — арбуз, а кому — свиной хвост"…
— Самая востребованная пьеса на сцене Чувашского драмтеатра сегодня — спектакль "Вĕри юнлă çемçе чун (Константин Иванов)" по пьесе Иоакима Максимова-Кошкинского. Это один из устоявшихся в последнее время, душевно-трагических и идейных спектаклей театра. Его любит и старшее поколение, и молодёжь, с интересом смотрят и городские чуваши, и сельские. Чем объясните такой эффект драмы? Почему спектакль почти столетней давности оказался более созвучным современному зрителю, чем пьесы нынешних драматургов?
— На то и классика! Лично я с удовольствием посмотрел эту постановку. Меня до сих пор удивляет, как великий чувашский просветитель И.Я. Яковлев в Симбирской чувашской школе смог собрать воистину талантливейших людей. Из этой школы вышли И.С. Максимов-Кошкинский, основатель чувашского театра и студии "Чувашкино", классик чувашской поэзии, автор бессмертной поэмы "Нарспи" К.В. Иванов, великий чувашский композитор и драматург Ф.П. Павлов и другие.
Почему я назвал только эти фамилии, так вы, думаю, поняли — они персонажи вышеназванного спектакля. И образ Учителя чувашского народа И.Я. Яковлева вылеплен правдиво и мощно. Это — наша история! Увидев этих персонажей, их взаимоотношения, волей-неволей проникаешься в предлагаемые автором обстоятельства, и это подтягивает зрителя, возвышает его нравственно, духовно.
Что касается современной чувашской драматургии, то она, слава богу, есть. Есть талантливые драматурги и их сочинения, но от них ждем ещё большего откровения. И мы, и зрители.
— Какие спектакли современного Чувашского драмтеатра вы считаете настоящей удачей?
— Были замечательные постановки и К.И. Иванова, и Л.Н. Родионова, и других режиссёров, но, думаю, В.Н. Яковлев выпускал шедевры. Самые сильные впечатления остались от его постановок. Чего стоит "Кровавая свадьба" Ф.Г. Лорки, "Ежевика вдоль плетня" Б.Б. Чиндыкова! Радует плодотворная работа режиссёра с драматургом А.А. Тарасовым. Спектакли по его пьесам украшают афишу театра.
Может быть, меньше нужно брать пьесы "второго сорта", которые шли в прошлом столетии, а они в репертуаре нет-нет, да и появляются. Специалисты, прежде всего, оценивают репертуар в целом. Увидев в нём что-то вчерашнее, могут сказать, как казанские коллеги: "А-а, это вчерашний день".
Мне кажется, очень много интересных современных авторов. Смело нужно их ставить! В дверь стучится новая эпоха, надо открывать ворота.
— В XXI веке, когда духовные потребности с лихвой компенсирует Интернет, нужны ли дотируемые театры на родных языках? И вообще, театр сегодня нужен?
— Давайте не будем ставить под сомнение поддержку театров со стороны государства. Это инвестиции в будущее, в будущее России, если хотите. Как и хлеб насущный, зрелище надобно всегда. Поэтому театр всегда будет жить, ничто не грозит ему — ни Интернет, ни кино, так как искусство театра сиюминутное, живое, которое рождается при непосредственном общении со зрителем. Искусственно можно уничтожить всё! Представьте себе гипотетически отсутствие искусства и, в целом, культуры. Вокруг будут бегать одичавшие люди-дикари, нападать и резать друг друга.
— Вас уважают за то, что, став чиновником, вы открыли дорогу многим аутентичным национальным проектам. Не скучали ли без театра в министерстве?
— Когда было предложение курировать профессиональное искусство в министерстве, мне вспомнилась "неприступная стена непонимания", болей и чаяний творческого человека от тех, от кого зависела их судьба. Хотелось убрать эту "китайскую стену"...
Двери открылись для всех. А мне уж, человеку с 40-летним стажем в искусстве, много и не нужно было объяснять. Думал, смогу сочетать данную работу и с творчеством, но… Я привык полностью посвящать себя той работе, где тружусь. Так что за неполные два года на этой должности, если честно признаться, многое удалось сделать.
— Сейчас вы режиссёр чувашского ТЮЗа. На что собираетесь сделать акцент? Какую аудиторию намерены привлечь в новое здание театра "Сеспель"?
— Молодое поколение — вот для кого существуют ТЮЗы и детские театры. Какое поле деятельности! А молодым интересно всё, что искренне. Нужно войти в доверие к ним и делать для них то, что называется "сеять разумное, доброе, вечное".
— О каком будущем мечтаете для чувашского национального театра? В чём может быть его изюминка? Чем можно привлечь разноязычного зрителя и что может показать миру чувашская сцена?
— Как утверждал реформатор сцены К.С. Станиславский, если артист ежедневно не будет работать над собой, то он превратится во вчерашний день. Так и по отношению к творческим организмам можно сказать, что нельзя останавливаться на достигнутом. Театр всегда должен находиться в поиске. Это, на самом деле, титанический труд!
Как сделать так, чтобы театр одновременно сохранял свою национальную идентичность и находился в процессе развития мирового театра? "Нужны новые формы!" — как сказал бы герой комедии А.П. Чехова "Чайка" Константин Треплев. А я бы добавил: нужны новые идеи. Овладев ими, нужно быть идейным, философским вдохновителем сегодняшних зрителей, разрабатывать новые методологии "работы актера над ролью". Нужно стараться, чтобы театр шёл чуть впереди зрителей, а не за ними, ставя спектакли-однодневки на потребу дня. Впрочем, это относится ко всем театрам России.
Справка
Оринов Вячеслав Николаевич — режиссёр драматических, оперных, праздничных постановок и кинофильмов, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики, победитель Республиканского конкурса театрального искусства "Чĕнтĕрлĕ чаршав" (Узорчатый занавес). Учился в театральной студии Чувашского драмтеатра имени К.В. Иванова, окончил актёрское отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, режиссёрский факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. С 1979 по 2005 годы — актёр, с 1986 — главный режиссёр и художественный руководитель Чувашского государственного театра юного зрителя им. М. Сеспеля. Им сыграно более 30 ролей.
В 1980-1990 годах работал преподавателем кафедры культурологии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, в 2000-2005 годах — художественным руководителем актёрского курса в Чувашском государственном институте культуры и искусств. В 2007-2014 годах являлся художественным руководителем Федеральной национально-культурной автономии чувашей России и Московской чувашской национально-культурной автономии.
В 2016-2017 — заместитель министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. В настоящее время — режиссёр чувашского ТЮЗа имени М. Сеспеля.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.