В рамках проекта Реальные люди 2.0 мы беседуем с гостями о важнейших событиях, которые влияют на нашу с вами жизнь. Этот выпуск мы решили посвятить протоиерею Владимиру Головину из Болгар. В феврале Епархиальный суд Чистопольской епархии в Татарстане постановил лишить его сана священника. Его признали виновным в создании "сообщества, противопоставившего себя Церкви", в ведении деятельности, "вносящей смущение в среду верующих", в искажении учения Церкви о молитве, "упорном непослушании правящему архиерею". Это решение еще не вступило в силу — документ предстоит подписать патриарху.
О ЛИШЕНИИ САНА
— Оно [решение] не может вступить в силу. В соответствии с церковными канонами судить священника может епископ, не священники. Поэтому то, что называется епархиальный суд, может выносить рекомендательные вещи. Епископу рекомендуют, предлагают, советуют. Он не может выносить такое решение, какое вынес Чистопольский епархиальный суд — извергнуть из сана, например. Это антиканонично, превышение своих полномочий. Это первое. Во-вторых, реальность жизни такова, что реальная власть сейчас в епархии у епископа, архиерея. Поэтому, кто такие судьи священники, которым сказали, как надо сделать? Им приказали, у них нет выбора. Что приказали, то и сделали.
Там нет знаний, там нет грамоты церковной. Нет знаний канонического права, например. В решении орфографические и синтаксические ошибки. То, что называется документ — когда мне дали прочитать, я очень скромно и деликатно все-таки сказал: "Отцы, здесь вот ошибки есть". Мне был такой ответ: "В устной речи это допустимо". Это ведь не устная речь. Ну раз у вас допустимо, пусть будет так. Сейчас, получается, над Чистопольской епархией смеются как минимум во всем церковном мире. Судьи, орфографические ошибки, незнание канонов. Это по меньшей мере несерьезно.
Я сделал так: "Батюшки, золотые мои, я вас знаю, мои миленькие. У меня нет к вам никаких личных претензий. Я знаю, что вам велели, вам уже заготовили текст вашего определения. Ну, что мы будем спектакль играть здесь? Взрослые люди. И я седой, и вы не совсем молоденькие. Сделайте, что вам велели".
О ДАВЛЕНИИ
— На нашего епископа оказывается серьезное давление. Он полгода к этому давлению по-доброму относился и старался защитить нас, а потом просто сдался.
Кто это [кампанию против Головина] начал? Контора Дворкина. Есть такое заведение в Москве анитсектантского направления. <...> Бывший наркоман, жил в Америках, в 90-е появился здесь и активно начал антисектантскую деятельность. Все, кто с ним работал, говорят, даже достаточно вникнуть в его деятельность и будет видно, он не из сект в православие людей возвращает, а ведет работу на их уничтожение. Оболгать, облить грязью, последними эпитетами, назвать сатанистами. Если вас будут так называть, вы расположитесь по-доброму к тому человеку? Мне кажется, вряд ли. Это только отталкивает. Люди говорят, он как бы делает дело антисектантское, только рисует образ православия как чего-то злого и плохого.
Центр антисектантской деятельности, который ему принадлежит, находится где-то в Европах. Почему? Его организация не входит в структуру Русской православной церкви. Это тоже заставляет думать, почему. Те, кто с ним рядом были, работали и ушли от него, об этом свидетельствуют. А сейчас у него несколько меняется образ деятельности. При покойном патриархе Алексее II его церковь полностью поддерживала материально. Сейчас у них проблемы, бизнес стал падать и они нашли хорошую жилку — придумывать сектантов внутри церкви. А как за это еще платят... Это киллерская контора.
О "МОЛИТВЕ ПО СОГЛАШЕНИЮ"
В православной церкви молятся, но не как все. Мусульмане тоже молятся, буддисты, представители других религий. Но в христианстве это кардинально отличается. У христиан что есть? Мы собираемся вместе в одно время. Соответственно, для чего? В других религиях тоже собираются на общественные богослужения. У православных причина совершенно другая. Не потому, чтобы быть вместе. Это не цель, а средство. Цель другая. Если мы два, три и больше соберемся во имя его, он — Христос — будет между нами, наше слово станет и его словом, а он — Бог. Сбудется то, что он сказал, а чего бы не просили, будет им.
Поэтому все православное богослужение, которому две тысячи лет, это соборное в собрании — не один. Молитва, которую все вместе соглашаются совершать, в согласии, соборно по соглашению. Совершаемые каждый день во всех православных храмах литургии — это одна из форм соборной молитвы по соглашению. Возьмем венчание. Венчаетесь не вы, кто-то, а нас с вами пригласили. Если мы пришли, мы согласны? А если мы верующие, то будем молиться вместе, собранием, собором, все вместе. И венчание для нас будет формой соборной молитвы по соглашению.
Те, которые собирают то, чем можно убить отца Владимира Головина как священника, как христианина, как человека, валят в кучу всё — и это [плату за "молитву по соглашению"] тоже. Простите, в какой церкви, что делается бесплатно? Назовите мне одну! У вас в Казани есть хоть одна церковь, где бесплатно можно прийти и что-то сделать? Болгар в чем исключение тогда? Непонятно. Это раз. Во-вторых, говоря про "соборную молитву по соглашению", если вы посмотрели бы, где объявления об этом, там четко написано "пожертвования". То есть, если есть желание, возможность.
Сколько идет имен без пожертвования денег и никому не бывает отказа. Почему? Да не это главное. Конечно, средства нужны. Представьте себе, присылают имена, с нами молятся на сегодняшний день по всему миру. Я не форму гротеска использую, а реальность. Вот, в Латинской Америке нет страны, где не молятся с нами. В Европе нет страны, где не молятся. Я не говорю про Россию, Украину, Белорусию, Болгарию, Сербию, Грецию. Представляете, какой размах? Так вот, люди молятся, кто-то присылает пожертвования, а имена ведь надо обработать, по каким-то интернет-ресурсам, за которые надо платить. Так ведь? Кто работает и обрабатывает ведь должны получать зарплату. Потом их [имена] просто из цифровых штук превратить в бумагу. Это тоже ведь кто-то должен делать.
Потом идет молитва, поминают их [имена]. Чтецы, это около десяти человек, это круглосуточно. Вы пробовали молиться Богу почти непрерывно 24 часа в сутки? А вы попробуйте. И ночью в частности. Вы узнаете, что это труд. От него можно устать. Человек не может заниматься чем-то другим, только этим. А у него семья, дети, кормить же как-то надо. Вы сделали выбор своей профессии, получаете за нее зарплату. И не потому, что вы жадный человек или крохоборничаете, а потому, что кушать вам надо, одеться во что-то надо, умыться чем-то надо. Так и здесь. Средства эти объяснимо для чего нужны, они понятны же.
Пожертвование — 700 рублей на год. Вот скажите, насколько сильно вы обеднеете, если пожертвуете 700 рублей раз в год? Я думаю, совсем не почувствуете. Это искусственно раздутая тема, ее не существует.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.