23-25 октября в Саранске пройдёт Съезд мордовского народа по теме "Мордовский (мокшанский и эрзянский) народ в едином культурном коде многонациональной России". Ранее в своем третьем Заключении Консультативный комитет рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы выражал обеспокоенность по поводу усилий властей объединить носителей мокшанского и эрзянского языков в одну категорию "мордва". Эти усилия имеют "успех" — результаты переписи действительно свидетельствуют о значительном увеличении числа лиц, идентифицирующих себя как "мордва". И наоборот, например, за период с 2002 по 2010 годы численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз. О различных этнических группах, проживающих в Мордовии — в обзоре "Idel.Реалии".
Если обратиться к последним переписям, то можно усмотреть определенные тенденции. Так, в 2002 году в РФ проживало свыше 843 тыс. представителей мордовских групп, из них более 84 тыс. идентифицировало себя эрзянами и свыше 49 тыс. — мокшанами. Из свыше 843 тыс. человек родным (либо эрзянским, либо мокшанским) владело около 614 тыс.
В 2010 году картина значительно изменилась. Во-первых, совокупное количество представителей мордовских групп сократилось до 744 тыс., то есть на почти 100 тыс. человек. Из "мордвы" эрзянами себя идентифицировало свыше 57 тыс., а мокшанами — более 4 тыс. человек. При этом в графе "язык" мордовский, эрзянский и мокшанский уже указаны как отдельные языки. Мордовским владело свыше 392 тыс. человек, мокшанским — свыше 2 тыс. человек, эрзянским — более 36 тыс. человек. Таким образом, уже свыше 312 тыс. представителей "мордвы" не владело родным языком.
Между последними переписями сокращалось как количество представителей упомянутых групп, так и число носителей эрзянского, мокшанского или "мордовского".
ЭРЗЯНЕ, МОКШАНЕ ИЛИ МОРДВА?
Корреспондент "Idel.Реалии" обратился к профессору МГУ им. Н.П. Огарёва Владимиру Абрамову. Он считает, что мордовский народ известен как единый под своим настоящим именем с IV века н.э.
— Термины "эрзя" и "мокша" появляются лишь с XIII в. и связаны с наличием в "Мордовской земле" (по русским летописям) княжеств с центрами Эрземазы (Эрзя) и Мокша. Было еще третье княжество с центром в Мещере (по-русски Мещерский городок). То есть этимологически они идентичны терминам владимирцы, рязанцы, новгородцы и т.п. Во всех переписях до 2002 г. мордвины выступали под одним именем неопределенной архаичной формы "мордва", — отмечает ученый.
Ученый утверждает, что нет никаких научных оснований считать их разными народами
При этом Абрамов указывает на то, что между эрзя и мокшей, шокшей (необрусевшая часть мещеры), терюханами и каратаями (субэтносы и этнографические группы мордвы) имеются различия в оформлении одежды, в языке.
Ученый утверждает, что нет никаких научных оснований считать их разными народами.
— Все крупные мордовские ученые, писатели, деятели культуры в этом однозначны, — констатирует он.
Профессор также добавляет, что терюхане сильно обрусели, а каратаи несколько отатарились, но "они тоже считают себя частью мордовского народа".
По словам профессора, посылы о раздельности мордовских групп исходят от отдельных общественников.
Меркушкин собрал свою команду преимущественно из мокшан со всеми вытекающими отсюда последствиями (льготы, квартиры и прочее). Обиженная часть эрзянского населения образовала группу "Фонд спасения эрзянского языка" и через газету "Эрзянь Мастор" стала вести пропаганду о том, что эрзя и мокша — это совершенно разные народы
— С началом активизации национальных движений в конце 1980-х — начале 1990- гг. определенные силы стали действовать по известному принципу "разделяй и властвуй" и провоцировать определенные группы мордвы на раскол. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате национального движения к власти в Мордовии пришел мокшанин Меркушкин, собравший свою команду преимущественно из мокшан со всеми вытекающими отсюда последствиями (льготы, квартиры и прочее). Обиженная часть эрзянского населения образовала группу "Фонд спасения эрзянского языка" и через газету "Эрзянь Мастор" стала вести пропаганду о том, что эрзя и мокша — это совершенно разные народы и им необходимо расколоться, — считает Абрамов.
Он также говорит о том, что этот вопрос общественники поднимают на каждом съезде мордовского народа и неизменно терпят поражение.
— На I съезде из 628 делегатов за раскол высказались 35 чел., на II-м из 290 — 19 и т.д.). Однако, они не успокаиваются и собирают свои съезды, проводят свои (эрзянские) праздники и чиновники Мордовии (как правило русские по национальности) их в этом поддерживают (финансируют и прочее). Впервые разделение между эрзянами и мокшанами в Мордовии власти провели по переписи 2002 г. вполне с благой целью: прикинуть примерно количество учебников и других книг необходимых для школ с преимущественно мокшанским или эрзянским населением. Раскольники теперь козыряют этой цифрой, а их читатели не всегда могут в ней разобраться, — отмечает он.
Из-за большой территории проживания мордовских племен между ними стали накапливаться диалектные различия. Позднее эти различия стали усиливаться из-за дисперсного проживания мордвы в русском (преимущественно) этническом пространстве
По мнению специалистов, продолжает Абрамов, до середины I тысячелетия н.э. функционировал единый мордовский язык, как намного ранее единый финно-угорский.
— Затем из-за большой территории проживания мордовских племен между ними стали накапливаться диалектные различия. Позднее эти различия стали усиливаться из-за дисперсного проживания мордвы в русском (преимущественно) этническом пространстве, — утверждает Абрамов.
По словам профессора, к началу ХХ в. ученые определяли в едином мордовском языке наличие двух наречий (эрзянского и мокшанского) и в них 15 диалектов.
— Когда встал вопрос о создании Мордовской автономии (конец 1920-х гг.), то начались дискуссии о пути создания мордовского литературного языка и он стал создаваться как единый язык по примеру тех же татар, удмуртов, чувашей и др. Однако в 1937-1938 гг. все филологи, выступавшие и разрабатывающие единый язык были репрессированы по обвинению в буржуазном национализме и стремлении передать мордву под протекторат Финляндии. В 1956 г. все они были реабилитированы, но дело было сделано. Третья языковая конференция (1938 г.) под прямым принуждением парторганов постановила создавать два языка с синтаксисом максимально приближенным к русскому языку. Этим занялись эрзянин Коляденков и мокшанин Потапкин, — утверждает ученый.
По словам Абрамова, с тех пор филологические факультеты выпустили тысячи "специалистов по искусственным литературным эрзя и мокша языкам".
— Далекие от разговорной речи, они не стали средством консолидации мордовского народа. Использующие их газеты и журналы мало кто читает. Естественно, что обучаемые на них в школах эрзяне и мокшане, живущие в разных концах мордовского ареала, не понимают друг друга. Понимают лишь те, кто живет недалеко друг от друга и пользуется разговорной речью, — признается он.
ЭРЗЯНСКИЙ СТАРЕЙШИНА ДУМАЕТ ИНАЧЕ
Эрзянский Инязор (главный старейшина) Сыресь Боляень, недавно избранный на эту должность, отмечает, что власть стремится создать общемордовскую идентичность.
"Единый мордовский язык" и "великая мордовская нация" оказались мертворожденными, но деньги на это были потрачены немалые
— Традиции переназывать и небрежно смешивать два разных народа — еще из дореволюционной России. К этому вернулась и большевики, когда в 1928 году Эрзяно–Мокшанский округ переименовали в "Мордовский". Российская Федерация унаследовала старый подход, несмотря на требования эрзянского национального движения еще в бытность в стране демократического строя. В 2004 году в Республике Мордовия стартовало "создание единого мордовского языка" — ЕМЯ. Так называемая "мордовская политическая элита", имея в распоряжении все возможные ресурсы, приступила к созданию "великой мордовской нации", — сетует общественник.
Он также добавляет, что "единый мордовский язык" и "великая мордовская нация" оказались мертворожденными, но деньги, по его словам, на это были потрачены немалые.
— Для чего все это делалось? В любом проекте, как правило, есть две цели. Декларируемую, мы уже знаем. А действительная, настоящая цель, мне видится в окончательном уничтожении и эрзянского, и мокшанского языков, как следствие, и народов. Создать искусственный общий язык оказалось не по силам. Свою роль сыграл и отчаянный протест эрзян: "Фонда спасения эрзянского языка", газеты "Эрзянь Мастор", немногочленных, но активных групп в интернете. Примеров сопротивления мокшан я не знаю, — признается главный эрзянский старейшина.
Сыресь Боляень настаивает на том, что эрзя и мокша являются родственными, но разными народами с разными языками. По его словам, языки у них настолько отличаются, что между собой представители двух групп вынуждены общаться на русском.
"Вопросось канешна глубокой и содержательной". Вы поняли? Поздравляю, вы знаете "мордовский"!
— Это два разных финно-угорских народа, каждый со своей историей, языком и культурой. При условии, что эрзя и мокша не знают общего, например, русского языка, понимать они друг друга не будут. Заблуждение о якобы двух диалектах единого языка вызвано тем, что и эрзяне, и мокшане сегодня используют бесчисленное количество русских слов, русизмов. "Вопросось канешна глубокой и содержательной". Вы поняли? Поздравляю, вы знаете "мордовский"! — приводит пример общественник.
Именно этим главный эрзянский старейшина объясняет то, почему власти так охотно создают "мордовский" народ. В силу интенсивного использования русского в общении между собой темпы языковой ассимиляции только растут.
Одновременно с этим, как признается Боляень, государство искусно играет с двумя группами, предоставляя одним преференции.
В последнее время ощущается явное доминирование мокшан во власти
— Это старое имперское правило. Явных примеров натравливания народов друг на друга я привести не могу. Однако в последнее время ощущается явное доминирование мокшан во власти. Это можно объяснить тем, что Меркушкин, мокшанин, будучи главой Мордовии, привел в государственные структуры и бизнес, большое количество своих родственников и близких. Сегодня ситуация сохраняется и, например, Волков, сегодняшний глава, хотя и русский, но представитель мокшанского Краснослободского района Мордовии, — отмечает он.
Эрзянский старейшина не знает, какова сегодня реальная доля эрзян и мокшан в огромном количестве тех, кого в ходе последней переписи обозначили как "мордву".
— Боюсь, что никто этого сегодня сказать не может. По мнению некоторых эрзянских старейшин, на сегодня насчитывается около четырёхсот тысяч эрзян, а мокшан — в два-три раза меньше. Это в РФ. В Мордовии эрзян и мокшан примерно поровну. Дело в том, что при проведении переписи населения в 2010 году, власть грубо вмешивалась в процесс национальной идентификации. Эрзян заставляли записываться "мордвой", в то время, как мокшане делали это, как правило, добровольно. По итогам переписи "мордва" оказалась самым многочисленным финно-угорским этносом: 744 тысячи граждан были записаны в качестве "мордвы". Половина из них жила за пределами Мордовии, — резюмирует общественник.
На то, что власти продвигают "мордовскую" идентичность указывает не только Боляень. Власти Мордовии и исполком совета Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа ранее требовали от Инфоцентра FINUGOR отказаться от указания эрзи и мокши в качестве отдельных финно-угорских народов и объединить их в мордву. Редакция Инфоцентра FINUGOR тогда не согласилась с требованием.
Помимо неразберихи с количеством представителей тех или иных групп, существует проблема с учетом численности учеников, выбравших тот или иной язык в качестве родного.
В прошлом году "Idel.Реалии" направляли в министерство образования Мордовии запрос, чтобы понять, сколько учеников выбрали в качестве родного тот или иной язык, однако ведомство не смогло предоставить статистику по ученикам. В Минобре республики лишь сообщили, что "государственный язык республики (мордовский (мокшанский, эрзянский)) изучается за счет часов учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений, на основе заявления родителей" и что в 2018-2019 учебном году в школах республики обучается 71 384 ученика.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 53,36% населения Мордовии составляют русские, 40,06% — мордва (эрзя и мокша), 5,22% — татары, 0,38% — украинцы. По данным Росстата, в 2018 году в республике проживает 805 тысяч человек.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.