4 ноября 2020 года Марий Эл отпразднует официальную дату административного выделения национального автономного образования марийцев. Идее административно-национальной территории предшествовал рост национального самосознания: сначала появилась плеяда талантливых представителей национальной интеллигенции, писателей, поэтов, просветителей. "Idel.Реалии" начинают цикл публикаций о том, что происходило накануне и в год создания Марийской автономной области.
Марийцы, разделенные тремя соседними губерниями
Движение марийцев за создание национальной автономии могло начаться во время первой русской революции (1905-1907 гг.). Об этом со ссылкой на публициста и общественного деятеля Владимира Мухина-Сави пишет марийский историк Ксенофонт Сануков. Десять лет назад была опубликована монография Санукова, посвященная 90-летию марийской автономии. Авторитетный историк пишет: в средние века марийцы оказались в орбите геополитических интересов с одной стороны славян, Русского государства, с другой стороны — тюрков, Волжской Булгарии. В Российском государстве не было традиции ассоциировать национальный состав населения регионов с административно-территориальным делением. Поэтому, после завоевания территории, населенной марийцами, ее никто не собирался выделять, ассоциировать с покоренным народом. Она довольно быстро перестала быть окраиной расширившегося на восток государства, и была включена в состав образованных административных областей.
До 1920 года Марийский край (в территориальных границах нынешней Марий Эл) располагался сразу в трех губерниях. Большая часть — Козьмодемьянский (в его состав входили некоторые земли и поселения нынешней Чувашии) и Царевококшайский уезды были частью Казанской губернии. К Вятской губернии относилась территория северо-востока нынешней Марий Эл, включавшая села Параньга, Турек (современное название Мари-Турека), Сернур. К Нижегородской губернии относилась большая часть Юринского района (граница губерний проходила по Ветлуге). Большие группы марийцев жили в Уфимской и Нижегородской, Костромской и Пермской губерниях.
"Мы начинали думать совершенно по-иному… Беседуя на потаенных сходках, пришли к выводу, что, во-первых, мы должны посвятить свою жизнь автономии народа, его национальному самоопределению…", — так писал об изменениях настроений в среде просвещенной марийской интеллигенции в годы первой русской революции Владимир Мухин. Эти его воспоминания относятся к 1935 году (время публикации в журнале "У вий"). Мухин в то время был директором МарНИИ. Через три года он будет расстрелян по обвинению в причастности к деятельности "националистической троцкистско-террористической, диверсионно-вредительской организации, связанной с финской миссией в Москве, финским консульством в Ленинграде, с ответвлениями в национальных республиках"… Мухин стал одним из сотен представителей национальной интеллигенции и руководителей Марийской республики, подвергшихся репрессиям. По версии обвинителей, целью разоблаченной "организации" было объединение всех проживающих в СССР угро-финнских народностей, свержение советской власти, и образование буржуазно-демократического государства под протекторатом Финляндии. Владимира Мухина советские следователи и прокуроры назвали основным руководителем. Приговору предшествовали партийные и административные разборы, происходившие с начала 1930-х. Мухина обвиняли в национализме, поскольку он обращал внимание на слабую подготовку национальных кадров в марийской автономии. Он был реабилитирован только в 1957 году.
Историк Сануков пишет, что кроме воспоминаний, никаких других документальных свидетельств о зарождении идеи марийской автономии в годы первой русской революции нет. Об этом не упоминается, например, в обвинительных документах в связи с арестом некоторых участников антиправительственных выступлений. Нет требований автономии в выходившем в те годы демократическом издании на марийском языке "Марла календарь". По мнению Ксенофонта Санукова, именно из-за отчужденности от общественной жизни и управления, и из-за отсутствия политического опыта ни один мариец не был избран депутатом Государственной думы. Историк предполагает, что национально-демократическое движение марийцев за автономию в 1905-1907 годах находилось в зачаточном состоянии. Он подчеркивает, что наиболее важным достижением национальных просветителей в междуреволюционное десятилетие (с 1907 до 1917 года) была борьба с комплексом национальной неполноценности.
О том, что именно революция 1905 года способствовала развитию национального самосознания писал (тоже в воспоминаниях более позднего времени) основоположник марийской литературы Сергей Чавайн.
Общественное автономистское движение
Революция февраля 1917, завершившаяся отречением Николая II от императорской власти, дала начало общественному автономистскому движению марийцев, полагает Ксенофонт Сануков. В марте 1917 на собрании марийских солдат и низших офицеров Уфимского гарнизона возникла идея образовать "Марий Ушем" ("Союз мари"). Эта организация ставила своей целью укреплять национально-освободительное движение. Первые общества мари, в которые кроме военных входили студенты, учителя, священники, возникли в Уфе и Бирске — городах в современного Башкортостана, в которых проживало и находилось значительное число марийцев. На территории Марийского края первые такие общества появились в Царевококшайске (будущей Йошкар-Оле) и Морках.
В мае 1917 делегация марийцев приняла участие в первом съезде мелких народностей Поволжья, проходившем в Казани. В своих выступлениях они говорили о культурно-национальной автономии, создании условий для возрождения и развития марийского языка, народной духовной культуры. Административно-территориальную автономию в рамках будущего федеративного государства делегаты обсуждали, но считали эту идею преждевременной.
В июле в башкирском Бирске состоялся первый съезд народа мари. Собравшиеся поддержали Временное правительство, советы крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Марийское национальное движение поддержало перед выборами в Учредительное собрание партию социалистов-революционеров (эсеров). Основываясь на программных заявлениях эсеров, участники съезда марийского народа высказывались за идею национально-пропорционального представительства в органах местного самоуправления, создание национальных земских управ с делопроизводством на родном языке местного населения. Знание марийского языка, как основное условие для назначения должностных лиц в местностях с преобладающим марийским населением было закреплено в резолюции первого съезда.
Родной язык должен был быть языком преподавания в низшей и средней школе (русский — лишь школьным предметом). В вузах преподавание должно было вестись на русском, но необходимо было создать кафедры родного языка, истории, этнографии. На съезде приняли решение по поводу общенационального печатного органа. Им стала газета "Ӱжара" ("Заря"). Она начала выходить с конца августа 1917. В трех губерниях с наибольшим марийским населением — Казанской, Вятской и Уфимской, были образованы просветительские организации, пропагандировавшие демократическое общественное национальное движение.
Идея собирания разделенных марийских территорий и первый чиновник-мари
В феврале 1918 в Казани состоялся национальный областной съезд мари. На нем уже обсуждались вопросы областного самоуправления. Участники говорили о том, что необходимо пересмотреть административно-территориальное устройство с учетом национального состава населения. В это время уже был провозглашен Тюркско-Татарский Урало-Волжский штат (республика). Предполагалось, что в это государственное образование войдут целиком Казанская и Уфимская губернии. Марийцы составили бы около 5 процентов населения этой республики. Ее органы власти и управления планировалось сформировать на национально-пропорциональной основе. На съезде предполагалось обсудить идею создания этой новой государственной формации. Выступавшие обращали внимание (это занесено в протокол), что проект Милли-Меджлиса нарушает принцип национального самоопределения.
На съезде предложили образовать в составе советов марийские национальные органы управления. На губернском уровне — национальные бюро мари (если марийцы составляют не менее 10 процентов в национальном составе губернии). В уездах такие органы должны были создаваться, если марийское население составляло не менее 20 процентов.
Именно на национальном областном съезде было отменено название "черемисы" в пользу самоназвания "мари". В резолюции съезда был закреплен курс на национальное самоопределение. Об учреждении Тюркско-Татарской республики — это возможно только с согласия всех национальностей, населяющих территорию планируемой республики.
Ксенофонт Сануков отмечает: в опубликованной в 1917 году печатной версии резолюции национального областного съезда мари отсутствует важный абзац: "Народ мари желает жить в полном согласии, дружбе с народами в одной территории". Это предложение, по словам известного историка, есть в рукописных подлинниках материалов съезда.
Свидетельством того, что идея национально-территориальной автономии уже проникла в массы марийского населения стала дискуссия, возникшая после заявления представителей Помарской и Помъяльской волостей Чебоксарского уезда о желании населения отделиться и присоединиться к Царевококшайскому уезду.
На съезде приняли решение создать при Казанском губернском совете марийский комиссариат. В его структуре были пять отделов. Председателем комиссариата избрали Владимира Мухина. По сути, он и стал первым марийским чиновником.
Автономия: от республики народов Поволжья и Приуралья до собственной национально-административной территории
Марийский комиссариат стал вторым органом, претендующим на лидерство в национальном движении. После начала его деятельности активизировал работу Центральный союз мари. Обе национальные организации выступали за самоопределение марийского народа, создание автономии.
Весной и летом 1918 года Центральный союз объявил о подготовке второго съезда мари. Марийский комиссариат принял участие в обсуждении вопроса учреждения автономной Татаро-Башкирской Советской республики. Центральный союз мари не был против создания такой административно-территориальной единицы, но предлагал поменять ее название на республику народов Поволжья и Приуралья. Именно этот вопрос и обсуждали во время дискуссий участники открывшегося в июне второго съезда мари. Интересно, что предлагая варианты названия будущей автономии (республика народностей Поволжья, Средне-Волжская федеративная республика, Камско-Уральская краевая республика), никто не предложил образовать отдельную марийскую автономную республику. В итоге, поскольку в проекте предполагаемой большой автономии нескольких народов "недостаточно были учтены интересы малых народностей", участники съезда мари высказались против "планов Центрального правительства". В изданном по итогам постановлении была сформулирована идея автономного национально-территориального образования. Предлагалось создать в регионе Среднего Поволжья и Приуралья автономную республику, в которой исключается возможность расчленения мелких народностей, "каковые по возможности в полном своем национальном составе должны принадлежать к одной автономной области".
Вопрос отдельной национальной автономии марийцев начали обсуждать с 1919 года, после того, как окончательно завершился проект создания Татаро-Башкирской республики (эта территория стала театром боевых действий гражданской войны). В марте 2019 образовавшаяся год назад Башкирская республика вошла в состав РСФСР в качестве автономной республики.
В конце 1918 была проведена реорганизация местных "Мари ушемов", а Центральный союз мари упразднен "ввиду ненадобности для трудящихся". Главенствующую роль начал играть образованный при Наркомнаце Центральный отдел мари. Именно ставший проводником идей победивших большевиков ЦОМ организовал в феврале 1920 Всероссийское совещание активных работников мари. С этого времени начинается отсчет практической работы по организации автономии марийцев. В день открытия в повестке дня собрания был вопрос об административном выделении мари. Обсуждались пять возможных марийских административных единиц (по числу мест компактного проживания): Краснококшайский (бывший Царевококшайский) уезд с соседними территориями Чебоксарского, Уржумского и Яранского уездов, Козьмодемьянский уезд с присоединением частей Васильсурского и Макарьевского уездов Нижегородской губернии, Ветлужского уезда Костромской губернии и части Яранского уезда Вятской губернии, территории прикамских (живущих в районе Елабуги), башкирских и красноуфимских мари.
Учреждение Марийской автономной области заняло восемь месяцев: с февраля по ноябрь 1920 года была определена территория будущего автономного региона, назначены руководители, которые должны были его возглавить, выбран административный центр.