11 октября 1991 года в священной роще рядом с деревней Олоры Параньгинского района состоялись большие всемарийские моления — первые с момента официального возобновления традиционной марийской религии. Их участниками стали более двух тысяч человек. 10 октября 2021 в соседней молельной роще деревни Тошкемнур состоялись осенние моления местного уровня. Некоторые их участники поделились с корреспондентом "Idel.Реалии" своими воспоминаниями о том, что происходило в этих местах тридцать лет назад.
В пять часов утра к расположенной в нескольких десятках метров от деревни Тошкемнур священной роще подъезжают несколько автомобилей. Из них выходит несколько человек — они будут обслуживать моления, которые продлятся до полудня. Они выгружают из фургонов котлы, ведра и большие бидоны для переноски воды. Накануне у входа в рощу поставили цистерну с питьевой водой. Сейчас воду в привезенных емкостях доставляют на место молений.
Поляна для молений ограничена с двух сторон большими кострищами, над ними уже установлены жерди для закрепления котлов. Пищу — суп и кашу — будут готовить на расположенном ближе ко входу, над ним размещают семь котлов с залитой в них водой, разжигают костер. Дальнее кострище предназначено для технических нужд: над ним подвешены два котла, в которых, например, будут ошпаривать перед разделкой принесенных в жертву гусей и уток.
Первых жертвенных животных тоже заводят в рощу перед рассветом: это гусь, телка и баран. Всех их помещают сначала за пределами молельной поляны, привязывают к деревьям.
Моления будет проводить карт Василий Смирнов. Он возглавлял Централизованную организацию марийской традиционной религии с мая 2017-го по октябрь 2020 года. Большую часть до начала молений карт проводит рядом со священным деревом — онапу: зажигает свечи, распоряжается, как разместить на собранном из жердей стеллаже принесенные на моления хлеб и марийские блины. Периодически он отвлекается на принятие каких‐то важных в процессе приготовления жертвенных животных решений. Тем не менее именно до начала молений у него есть немного свободного времени, он сам предлагает корреспонденту "Idel.Реалии" ответить на вопросы.
Кажется, он уклоняется от ответа на вопрос, следует ли считать нынешние моления в какой‐то степени посвящением тем самым первым официально возобновленным всемарийским молениям 1991 года. Только подтверждает, напоминая — да, именно тогда моления возобновились, они проходили недалеко отсюда. Состоялись в соседней молельной роще деревни Олоры, эту рощу видно с опушки тошкемнурской рощи, между ними не более двух километров.
В этот момент начинают приходить первые участники молений, они несут мешки, коробки, пакеты и свертки, почти у каждой группы приходящих — гусь или утка. Все пришедшие поочередно общаются с картом у священного дерева. Он благословляет пришедших, очерчивая воздух дымящейся палкой, взятой из кострища. Участники молений вешают на шесте, размещенном слева от онапу, полотенца. Затем они отправляются в зону приготовления животных, где сами принимают участие в разделке принесенных гусей и уток.
Василий Смирнов вспоминает, почему он стал картом: в 1985 году его семья заготавливала дрова в лесу возле одной из деревень Сернурского района.
— Это было где‐то в октябре, мы погрузили дрова в тележку, — рассказывает карт. — Снег еще не выпал, но уже минус десять градусов было. Мы стояли, отдыхали. В полутора метрах от меня прошла старушка в марийском наряде, идет с хворостом. Я могу детали описывать, настолько все отчетливо вспоминается. Она смотрела на меня, я сначала испугался, а потом какое‐то блаженство, успокоение наступили. В течение нескольких секунд это все происходило. Мои родные — мама, сестра с мужем — просто не заметили ничего.
Далее карт говорит, что составил в какой‐то момент календарь всех марийских молений на 11 лет вперед. Уточняет, что и такой дар в том числе дается не всем: "Это сверху ниспослано".
— Здесь вот так: если бог человека подготовил, то он может быть картом, — вступает в разговор Анатолий Делянов. Он — организатор нынешних молений, был депутатом Госсобрания Марий Эл в начале 2000-х, руководил местным колхозом имени Тукая.
— У нас в республике есть четыре карта, — считает Делянов. — Один, Актуганов, царство ему небесное (Вячеслав Актуганов из Куженерского района, он скончался в 2020 году). Его подготовил бог. И велел ему подготовить своего ученика — Василия Федоровича (Смирнова). Есть еще карт в Волжском районе, в Карамасе. И Виталий Танаков. Они богом созданы, подготовлены. Мало быть подготовленным, выучив молитвы. Вот Актуганов — он мог дождь попросить у бога или хорошую погоду. Я тоже ученик Василия Федоровича. Мне бог четыре года назад сказал: давай, начни — надо в деревне провести моления.
Моления в роще рядом с деревней Тошкемнур проходят четвертый год подряд. Приходящие на них люди говорят, что в тех же самых Олорах никак не получается их организовать. Некоторые жители из этой, самой большой в округе деревни (в Олорах, по данным статистики, проживает более 800 человек, в Тошкемнуре — около пятидесяти) тоже пришли на нынешние моления.
47-летний Иван помогает обслуживать приготовление еды в котлах: он следит за костром, доставляет воду. Вспоминает, что был учащимся ПТУ, когда состоялись большие моления 1981 года. Присутствовал на них, как и многие жители деревни. Как и Иван, многие местные жители, наверное, назовут важным смыслом молений различные чудесные истории: кто-то вылечился от болезни, у кого‐то дети поступили в вуз, да и вообще — родились после участия в молениях, еще у кого‐то решилась важная проблема — вплоть до строительства дороги, к примеру (для сведения: в Тошкемнур не проведен пока природный газ).
Анатолий Делянов (он — один из четырех священнослужителей, проводящих эти моления) говорит, что карты попросят для всех жителей республики добра, согласия, любви. "Бог, природа нам помогают", — говорит он.
После одиннадцати в молельной роще собрались все желающие участвовать в молениях. В котлах приготовлена духовная субстанция — так называет сваренное в котлах мясо гусей, уток, говядину и телятину Василий Смирнов. В процессе приготовления мясо отделяют от костей, а в процессе трапезы после завершения богослужения сначала все угощаются именно извлеченными заранее из котлов костями — на них остаются кусочки мяса, и нужно обязательно отщипнуть один из них, а затем бросить кость в догоревший костер.
Богослужение начинается, когда процесс приготовления пищи завершен. Жрецы обращаются с молитвами, стоя лицом к священному дереву, участники молений за их спинами становятся на колени. Молитвы читает не только главный карт, но и трое остальных. Во время молитв один из жрецов периодически ударяет лезвием ножа по топору.
Примерно через час моления завершаются трапезой. Едят суп, сваренный из мяса всех жертвенных животных (его не готовят раздельно, а смешивают) и каши — в ней тоже используется животный жир и, возможно, кусочки мяса. Для того, чтобы принять участие в послемолитвенном обеде, нужно не забыть принести с собой тарелку и ложку, напоминают организаторы.
О традиционной религии Мари посмотрите также наш специальный репортаж "Марийцы колдуют".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.