Ссылки для упрощенного доступа

В Уфе активисты выступают против строительства храма на месте историко-археологического памятника. Прислушаются ли к ним власти?


Уфа. Флешмоб в защиту историко-археологических памятников "Уфа-крепость II" и "Уфа-крепость III"
Уфа. Флешмоб в защиту историко-археологических памятников "Уфа-крепость II" и "Уфа-крепость III"

Активисты башкирского национального движения с начала лета ведут кампанию за строительство археологического депозитария и музея на территории историко-археологических памятников "Городище Уфа II" и "Городище Уфа III" (последний официально не признан таковым). Одновременно общественники выступают за отмену запланированного на этом месте строительства православного Храма Всех Святых, о чем ранее объявляли власти республики. Активисты ссылаются на мнение ученых, полагающих, что археологические находки на городищах проливают новый свет на историю формирования башкирского этноса на Южном Урале.

"УНИКАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК, АНАЛОГОВ КОТОРОМУ НЕТ ВО ВСЕЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ"

Историко-археологический памятник "Городище Уфа II" находится в центре старой части столицы Башкортостана — на участке, ограниченном улицами Пушкина, Новомостовая, Октябрьской революции и проспектом Салавата Юлаева.

Городище открыто в 1953 году известным уфимским краеведом Павлом Ищериковым. Наблюдая за земляными работами на улице Пушкина, исследователь зафиксировал наличие археологических материалов — расколотых костей разных домашних и диких животных, толстых прослоек слежавшегося пепла, отдельных углей и костей, а также фрагментов толстостенных и тонкостенных глиняных изделий лепной работы со следами пребывания в огне (варки пищи на костре). Кроме керамики, были найдены предметы из кости (наконечники стрел, привески, накладки лука), а также глиняные пряслица, грузила от рыболовной сети, бронзовые браслеты, стеклянные и янтарные бусины.

Павел Ищериков определил нижний предел существования памятника — I в. до н. э. и I в. н. э. Верхняя граница памятника определялась по керамике бахмутинского типа, что указывало на IV-VII в. н. э. Таким образом, общая дата "Городища Уфа II", по мнению Ищерикова, находилась в пределах приблизительно I в. до н. э. — VII в. н. э.

В 1958 году исследования городища продолжил археолог Нияз Мажитов. В ходе раскопок была собрана керамика, которую исследователь распределил на семь типов, представляющих бахмутинскую, турбаслинскую и кушнаренковскую культуры.

Бахмутинская культура — археологическая культура III-VIII веков н. э. на территории современного Башкортостана. Название получила по могильнику у деревни Бахмутино Благовещенского района республики. Бахмутинцы считаются финно-уграми.

Турбаслинская культура — археологическая культура V-VII веков н.э., располагавшаяся по левобережью среднего течения реки Белой. Академик Нияз Мажитов считал носителей турбаслинской культуры ближайшими предками древних башкир.

Кушнаренковская культура — археологическая культура, существовавшая в VI-VIII веках н.э. на территории Закамья, в бассейнах рек Белая, Кама и Ик. Обнаружена и описана на основании раскопок, проводившихся на могильнике в Кушнаренково в Башкортостане.

Караякуповская культура — археологическая культура, существовавшая в VI-VIII веках н.э. на Южном Урале. Названа по Кара-Якуповскому городищу у села Караякупово в Чишминском районе Башкортостана.


В 1961 году городище объявили историко-археологическим памятником, подлежащим государственной охране. Согласно заключению экспертной комиссии Института археологии РАН, "Городище Уфа-II" входит в список наиболее ценных исторических источников Российской Федерации.

В нулевые годы проведение строительных работ вблизи городища и регулярное обрушение культурного слоя памятника актуализировало необходимость проведения стационарных спасательных раскопок. Раскопки 2007 года выявили на разных участках остатки деревянных настилов, которые были интерпретированы исследователями как остатки уличных мостовых.

В 2011 году распоряжением правительства Башкортостана в целях сохранения и научного изучения "Городища Уфа-II" создано государственное бюджетное учреждение "Республиканский историко-культурный музей-заповедник "Древняя Уфа".

Нияз Мажитов
Нияз Мажитов

Ряд ученых полагает, что находки на городище могут послужить поводом для переоценки официального возраста Уфы, датой основания которой сейчас считается 1574 год. Вместе с тем археологи считают, что эти находки в очередной раз развенчивают и миф о ранних башкирах как об исключительно кочевом народе.

— "Городище Уфа-II" — уникальный археологический памятник, аналогов которому нет во всей Восточной Европе. Ни в одном городе (Москва, Казань, Нижний Новгород, Киев) нет таких мощных напластований. И это меняет представление о восточно-европейском средневековье. Уфа-II — это начало средневековья, развитие средневековья и его продолжение. Можно даже назвать городище Уфа-II перекрёстком между Востоком и Западом (Византией), — утверждал профессор Института археологии РАН Игорь Кызласов.

"Мы предполагаем, что наткнулись на укрепленную крепость, в которой жили люди ханского статуса — это центр города, существовавшего здесь предположительно в V-XVI веках. Город "Башкорт" или "Иман-Кала" ("Дубовый город") был столицей Башкирского государства, включавшего в себя, по словам арабских и европейских ученых того времени, пять или шесть городов. Я уверен, что, наряду с Уфа-II, мы найдем и другие города с похожей архитектурой", — заявлял академик Нияз Мажитов, исследовавший памятник в течение многих лет.

По мнению старшего научного сотрудника Института археологии РАН Игоря Гавритухина, находки на городище "свидетельствуют о существовании элитного центра власти на Уфимском полуострове", связывавшего кочевые и оседлые народы.

— С одного городища была поднята фантастическая коллекция, свидетельствующая о ремесленном производстве и торговых связях. Это шикарный комплекс, — отмечал археолог.

Дочь академика Мажитова, археолог Альфия Султанова считает, что сохранение и продолжение исследования памятника чрезвычайно важно для дальнейшего изучения истории формирования башкирского этноса на Южном Урале.

— Большинство археологов относится к этому памятнику, как к узкому локальному артефакту. Говорят: он, мол, существовал с середины первого тысячелетия нашей эры и до VIII-IX веков н.э., и поэтому он не является башкирским. По одной исторической традиции, башкиры — это пришлый народ на Южном Урале, который появился здесь не раньше XI-XII веков. Однако вот тезис Нияза Мажитова, который никто не слышит — башкирский народ формировался на протяжении очень длительного периода. Он [Мажитов] настаивал, что прародителями башкир были племена саков, массагетов эпохи раннего железного века. Дальше в формировании башкир приняли участие местные уральские племена, пришлые турбаслинские, кушнаренковские, караякуповские племена, — рассказала Султанова в беседе с башкирскими активистами.

По ее словам, "Южный Урал был таким местом, куда [Евразийская] степь выбрасывала ошмётки проигравших в борьбе племен".

— Сюда они приходили зализывать раны — и здесь оставались. Но свою кочевую жизнь они не забывали: на летовки уходили в степь, а на зиму возвращались на Южный Урал. И вот в этой обстановке на территории современной Уфы появилось городище, облюбованное турбаслинцами. Они подчинили, ассимилировали местные бахмутинские племена; к ним присоединились и другие. Место очень удобное: пересечение рек, сухопутных дорог; на "Городище Уфа-II" найдены кости верблюдов, ишаков, — отметила Султанова.

По мнению археолога, большая часть нынешней Старой Уфы представляет из себя "большой, очень богатый турбаслинский могильник".

— Что особенно печально: верхние поздние слои уже разрушены в результате двухсотлетнего хозяйственного освоения этих мест. Местные жители рассказывали нам, что из своих огородов они мешками выносили и выкидывали остатки древней керамики. И нам остались лишь ошмётки этих поздних слоёв. Но они есть! И географические карты Средневековья указывают, что здесь был город "Башкорт". Он и в башкирской памяти остался как город "Иман-Кала", находившийся на месте современной Уфы, когда сюда в [1574 году] приплыли русские стрельцы для возведения крепости, — заявила Альфия Султанова.

"НИКТО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НЕ ВИДЕЛ, ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ ПО НЕМУ НЕ ПРОВОДИЛОСЬ"

Беспокойство башкирских общественников вызывают сразу несколько факторов.

Во-первых, власти республики до сих пор не начали обещанное строительство музея. В январе 2019 года правительство Башкортостана утвердило концепцию создания на городище археологического парка "Древняя Уфа". В концепции было прописано создание в рамках парка археологического окна размером 5х5 метров, под которым на глубине четырех метров "будет реконструирована историческая часть поквартальной застройки средневекового города в уменьшенном масштабе и создана экспозиция культурного слоя памятника".

Реконструкция, как указывалось, "будет состоять из глинобитного прямоугольного жилища и юрты, между которыми планируется воссоздать деревянные мостовые". Внутри дома и юрты планировалось разместить экспозиции: "средневековый интерьер, ювелирные, косторезные, гончарные производства с механическими макетами ремесленников".

Макет реконструкции историко-археологического памятника "Городище Уфа II"
Макет реконструкции историко-археологического памятника "Городище Уфа II"

На остальной же территории городища, "не представляющей археологической ценности", планировалось создать "садово-парковые площадки с применением национальных мотивов".

Однако с тех пор к реализации проекта так и не приступили.

Во-вторых, активисты опасаются за судьбу так называемого "Городища Уфа-III" — участка земли, примыкающего к охранной зоне памятника. Как считает ряд ученых — в частности, археолог Фларит Сунгатов — древний город мог состоять из цитадели: "Городища Уфа-II" и так называемой "посадской" части, которая могла простираться на добрую часть Старой Уфы.

В то же время участок, называемый "Городищем Уфа-III", находится за пределами охранной зоны. В течение последних десятилетий на него не раз претендовали различные застройщики.

Осенью 2020 года на оперативном совещании в правительстве республики объявили, что на этом участке будет возведен православный Храм Всех Святых. Незадолго до этого на участке заложили первый камень в строительство. В церемонии закладки приняли участие премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров, руководитель администрации главы республики Александр Сидякин и митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон.

Закладка первого камня в строительство Храма Всех Святых
Закладка первого камня в строительство Храма Всех Святых

Как сообщали уфимские СМИ, летом 2022 года мэрия Уфы выдала градостроительный план земельного участка с кадастровым номером под Храм Всех Святых, а осенью того же года на участке начала работать спецтехника.

Как заявляли представители Уфимской епархии РПЦ, возвести храм на въезде в город попросили сами горожане. В СМИ также попали сведения, что храм будет возведен по проекту и в традициях бывшего Смоленского собора в Уфе, который был построен в начале XVII века и взорван по распоряжению советских властей в 1956 году (на его месте возвели "Монумент Дружбы").

Общественники, возражая против строительства храма на территории городища, указывают, что в непосредственной близости уже находятся две православные церкви — Свято-Сергиевский соборный храм и приходская Покровская церковь. Кроме того, по мнению активистов, новый православный храм уместнее построить на месте взорванного Смоленского собора.

— Я не против строительства храма за пределами самого городища, — заявила археолог Альфия Султанова. — Только пусть не трогают территорию городища. Рядом с ним не должно быть никаких ритуальных зданий: таких, как церковь, мечеть, дацан, синагога — да все, что угодно! Это место — городище — памятное, святое даже, я бы сказала. И нивелировать его значение постройкой ритуальных зданий, на мой взгляд, преступно.

— Участок с городищем специально разделили на две части, — говорит лидер общественного движения Патриоты Башкортостана Сагит Исмагилов. — Проекта строительства православного храма на участке "Городища Уфа-III" никто не видел. Общественных слушаний по нему не проводилось. О выданном разрешении на строительство тоже ничего не известно. Никто не берет на себя ответственность за стройку. Из аппарата премьер-министра РБ отвечают, что правительство не имеет к этому отношения. Уфимская епархия РПЦ тоже говорит, что не в курсе, хотя именно она значится заказчиком работ.

"МУЗЕЙ, ЙӘШӘ!"

В мае нынешнего года уфимские журналисты заметили, что на огороженной строительным забором площадке "Городища Уфа III" начались некие подготовительные работы. Сотрудники музея "Древняя Уфа" пояснили журналистам, что строительная техника "не заходит на территорию памятника культурного наследия "Городища Уфа II", однако не смогли сообщить, кто является подрядчиком работ.

Вслед за СМИ на начавшиеся на городище работы обратила внимание башкирская активистка Рамиля Саитова. В середине мая общественница приехала к памятнику, чтобы посмотреть, какие строительные работы там проводятся. Во время визита она записала видео, в котором возмущалась, что власти республики вместо того, чтобы достроить мечеть "Ар-Рахим", строят на месте городища православный храм "с привлечением рабочих из Армении". Через несколько дней активистку задержали сотрудники ФСБ по обвинению в "публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства".

После этого стройку начали посещать и другие активисты башкирского национального движения. В июне они заметили на огородившем участок заборе стенд, на котором сообщалось, что застройщиком (заказчиком) подготовительных работ на объекте Храм Всех Святых является религиозная организация "Уфимская епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат)". Исполнитель работ — Благотворительный фонд "Иман-Башкортостан" (отметим, что этот фонд был предназначен для спонсирования достройки мечети "Ар-Рахим""Idel.Реалии"). Площадь застройки: 834,6 м2. Начало работ — 12 января 2023 года; срок окончания работ — 30 июня 2023 года.

В июне общественник Сагит Исмагилов опубликовал открытое письмо премьер-министру правительства Башкортостана Андрею Назарову, в котором спросил чиновника: "Неужели вы являетесь инициатором всех этих безобразий со строительством? Неужели вы не осознаете, что это является провокацией и может вызвать межрелигиозную вражду? Неужели вы не видите и не слышите, что и православные, искренне верующие, тоже против этого строительства?"

В июне и июле башкирские активисты провели несколько флешмобов в защиту городища. Последний из них, ставший наиболее массовым, прошел 22 июля.

На акцию собралось около 200 человек, в том числе активисты, приехавшие из других городов и районов республики. Участники встали в цепочку перед забором, которым было огорожено место строительства будущего православного храма. Когда полиция предупредила, что мероприятие "не является согласованным", активисты проскандировали "Флешмоб! Флешмоб!"

Флешмоб в защиту историко-археологических памятников "Городище Уфа II" и "Городище Уфа III"
Флешмоб в защиту историко-археологических памятников "Городище Уфа II" и "Городище Уфа III"

На акции приняли обращение к премьер-министру правительства Башкортостана Андрею Назарову, которого общественники считают одним из главных инициаторов строительства Храма Всех Святых на месте "Городища Уфа III".

В обращении активисты напомнили, что академик Нияз Мажитов в свое время предложил "концепцию развития "Городища "Башкорт". В ней предлагалось "открыть на месте "Городища Уфа II" археологический депозитарий, организовав систему хранения артефактов". Вместе с тем общественники, ссылаясь на мнение ученых, подчеркнули, что на "Городище Уфа II" необходимо продолжить раскопки, поскольку "еще не вся территория исследована".

Активисты также настаивают на прекращении строительства православного храма на "Городище Уфа III" и начале строительства на этом месте музейного комплекса.

Собравшиеся потребовали от правительства республики обязать Минземимущества РБ "отозвать свое письмо о выдаче ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка) и передать данный участок земли под будущий музейный комплекс". Само строительство музея, по мнению активистов, должно быть включено в Республиканскую адресную инвестиционную программу, а средства на выполнение работ должны идти через республиканский бюджет. Но финансирование сооружения археологического депозитария, полагают активисты, должно осуществляться через федеральный бюджет, "так как городище имеет мировую ценность".

Директором музейного комплекса собравшиеся предложили назначить археолога Фларита Сунгатова, придав ему "полномочия замминистра культуры [РБ]". Сам комплекс, считают активисты, должен носить имя академика Нияза Мажитова.

Акция завершилась скандированием лозунгов: "Музей, йәшә!" ("Музей, живи!"), "Сохраним древнее городище Башкорт!", "Музею быть!".

"БУДУТ МАССОВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ЗАЩИТУ ГОРОДИЩА"

Докторант этнологии Карлова Университета (Прага, Чехия) Харун Сидоров определяет выступление башкирских общественников в защиту городища в том числе как реакцию на запрет строительства мечетей в других российских регионах.

— Насколько мне позволяет оценивать ситуацию мое понимание мотивов мусульманской, в том числе джамаатовской общественно активной среды, я вижу эту реакцию активистов в Башкортостане как симметричный ответ на те протестные акции, которые были по поводу строительства мечети возле озера, которое православная общественность объявила святым, в Косино-Ухтомском районе Москвы. Там возникли серьезные протесты православных общественников — и в итоге строительство мечети было перенесено на другое место. Это был не единственный случай такого рода, но именно он очень сильно задел многих мусульман в России. Насколько я понимаю, этот случай в том числе и послужил триггером для такой реакции мусульман Башкортостана. Их возмутила политика руководства РПЦ, которое, очевидно, полагает, что в регионах, которые позиционируются как русские, строить мечети нельзя, в то время как в других регионах, в национальных республиках РПЦ дают "зеленый свет" для строительства православных храмов. И, действительно, мы видим, что в этом вопросе РПЦ и в Татарстане, и в Башкортостане чувствует себя абсолютно вольготно. Естественно, такая политика будет вызывать ответную реакцию со стороны мусульманской общественности в этих регионах — она будет реагировать попытками обозначить свои правила игры, — отметил Сидоров.

Один из лидеров движения "Патриоты Башкортостана" Сагит Исмагилов прогнозирует массовые протестные акции в защиту городища, схожие с событиями на Куштау в 2020 году, если власти продолжат упорствовать.

— Если власти продолжат строительство храма, мы намерены поставить там палаточный городок: жить там и не давать строить. Думаю, будут массовые выступления в защиту городища, поскольку народ настроен очень серьезно. Ребята на флешмобе так и сказали: "Нас приедет в сотни раз больше, и мы сделаем Куштау-2", — заявил общественник в комментарии "Idel.Реалии".

Основатель "Башкирского национального политцентра", политэмигрант Руслан Габбасов видит в сложившейся ситуации "четкую, конкретную позицию властей республики, заключающуюся в том, что они не хотят строить никакой музей".

— Они [власти РБ] ведь уже давным-давно могли начать строительство музея, — напомнил Габбасов. — За последние годы в Уфе что только ни построили: взять хотя бы памятник генералу Шаймуратову и реконструкцию Советской площади, где его [памятник] установили. Я вижу, что Радий Хабиров никак не "горит", не переживает за настоящую, затерянную историю башкир. И, тормозя строительство музея, он либо это делает сам — сознательно — либо по указанию сверху, из Москвы. Во всяком случае для меня фактом является то, что делается это специально.

Габбасов также уверен в том, что если православный храм всё же будет построен на запланированном месте, то простоит он там недолго.

— Мы знаем всем уже известную "упертость" характера Хабирова, которая заключается в том, чтобы ни на гран не уступать народным требованиям. Мы видели это по истории с Сибайским карьером, с шиханом Куштау и по многим другим вещам. И сейчас мы также видим нежелание властей республики идти на какой-то компромисс с общественностью, видим, что стройку [храма] не сворачивают. Поэтому я вижу здесь два варианта развития событий: либо, столкнувшись с сопротивлением народа, власти откажутся от строительства храма (или хотя бы заморозят стройку), либо, опять ломая сопротивление через колено, построят этот храм. Но в этом случае, когда власть Хабирова падет и когда к власти придут национальные башкирские силы, этот храм как минимум перенесут на другое место, — резюмировал Руслан Габбасов.

* * *

Когда материал готовился к публикации, стало известно, что глава Башкортостана Радий Хабиров своим распоряжением приостановил работы по строительству Храма Всех Святых. Как указано в ответе регионального управления СКР активистам, работы приостановлены "в связи с проработкой и последующей реализацией наиболее эффективных путей ее решения и минимизацией негативных общественно-политических последствий".

— Нас это письмо особо не интересует. Мы ведь официально обращались по поводу строительства храма к премьер-министру РБ Андрею Назарову. Нам нужны ответы: когда начнется финансирование строительства музея и когда вся территория памятника, в том числе "Городища Уфа III", будет взята под охрану и огорожена? И если Назаров до 3 сентября нам не ответит, мы подадим на него в суд за игнорирование обращения общественности. И мы всё равно будем добиваться изъятия этого земельного участка у епархии, передачи его на баланс Минкультуры РБ, будем добиваться строительства музея. Ради этого мы и поднимаем флаг защиты городища "Башкорт", — заявил Сагит Исмагилов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG