Ссылки для упрощенного доступа

Приход и армия едины. Как Татарстанская митрополия РПЦ поддерживает войну с Украиной


Крестный ход в Казани по случаю Дня народного единства, 4 ноября 2017 года.
Крестный ход в Казани по случаю Дня народного единства, 4 ноября 2017 года.

С начала полномасштабного вторжения России в Украину Татарстанская митрополия успела превратиться в полноценного соучастника агрессии. Если в первые месяцы войны речь шла главным образом о помощи беженцам и "мирным жителям Донбасса" (так, по крайней мере, декларировалось), то со временем риторика претерпела существенные изменения. Назначенный в республику в конце 2020 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл изначально не был замечен в воинственной риторике и, скорее, даже пытался осаживать священников, чересчур склонных к таковой. А в настоящее время официальные ресурсы, связанные с митрополией, всё чаще выпячивают помощь "нашим воинам", но фоне которой помощь беженцам и в целом "мирному населению Донбасса" выглядит совсем скромно. Речь не только о медикаментах для раненых. Приходы епархии — даже те, которые десятилетиями не могут восстановить собственные храмы — теперь регулярно отчисляют деньги на технику и экипировку солдат российской армии.

Данный материал является вторым из цикла статей, в которых "Idel.Реалии" рассказывают о представителях духовенства, словом и делом поддерживающих войну, обосновывая ее религией.

Эволюцию риторики можно проследить на примере православной службы помощи "Милосердие — Казань" — главного на сегодня подразделения Татарстанской митрополии по вопросам благотворительности. Более того, деятельность этой службы с 1 мая 2023 года не ограничивается только Татарстаном. С этой даты она трансформировалась в Ресурсный центр церковной помощи нуждающимся в Приволжском федеральном округе (ПФО включает в себя 46 епархий).

Проект "Милосердие — Казань" реализуется благодаря поддержке Фонда президентских грантов — НКО, являющейся единым оператором грантов президента России, предоставляемых "на развитие гражданского общества".

Сайт службы "Милосердие — Казань" даёт представление об объёмах помощи, которую Татарстанская митрополия оказывает российской армии. Однако поверхностное ознакомление с ресурсом может ввести в заблуждение.

"ГУМАНИТАРКА" ДЛЯ "УЧАСТНИКОВ СВО"

В своих публикациях представители фонда службы "Милосердие — Казань" много рассказывают о помощи пострадавшим от войны мирным жителям так называемых "ЛДНР". В первую очередь — беженцам.

Например, в этой публикации государственного ИА "Татар-информ" руководитель АНО "Милосердие — Казань" Ольга Варганова рассказывает, как после 24 февраля 2022 года "все приходы РПЦ осуществляли сбор денег на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям".

Беженцам, по словам Варгановой, сначала "передали больше 3 миллионов рублей, чуть позже для них было собрано еще 1,5 миллиона". Для тех, кто оставался на территории ОРДЛО, собрали ещё около 20 тонн гуманитарного груза — продукты питания, детские памперсы, пеленки, теплую одежду и вещи первой необходимости. Всё это в три захода переправили в хаб, который открылся в Ростове-на-Дону, чтобы оттуда распределить уже по разным украинским направлениям.

Картина на первый взгляд рисуется благостная, но дьявол как всегда в деталях.

Вместе с этим грузом передавали аптечки и медикаменты для военнослужащих, указывается в публикации. Их объём в общей массе не уточняется. Но речь не только о медикаментах.

Черные пакеты "гуманитарной помощи" с логотипами службы "Милосердие — Казань"
Черные пакеты "гуманитарной помощи" с логотипами службы "Милосердие — Казань"

Рассказывая уже про осень 2022 года, Варганова даёт понять, кто на самом деле мог быть получателем львиной доли собранной Казанской епархией "гуманитарки".

"Наши штабы помощи отказываются от любой одежды, потому что приграничные склады заполнены ею полностью. И основные просьбы сейчас к нам поступают о предметах быта и строительных материалах. 3 ноября мы отправили еще 5 тонн груза в Симферополь, дальше его переправили севернее, сейчас осуществляется раздача. Ждем обратную связь от жителей. В основном сейчас просят монтажную пену, горелки, термобелье и все, что связано с продуктами питания", — перечислила координатор социальных проектов Казанской епархии.

Как раз в то время Россия перебрасывала на линию фронта мобилизованных. Российские военные окапывались там, где удалось закрепиться, и возводили фортификационные сооружения, блиндажи. Одежда — по крайней мере, гражданская — им действительно была не нужна. А вот сборы на стройматериалы, горелки и бельё во всех группах, занимающихся "гуманитаркой" для "участников СВО", объявляли постоянно.

ПРИНЦИП ОДНОГО КОТЛА

Православная служба помощи "Милосердие — Казань" отметила два года своей работы в мае 2023 года. На сайте организации по этому поводу разместили инфографику, где показали главные достижения за двухлетний срок.

Итоги работы службы за два года. Скриншот с сайта "Милосердие — Казань"
Итоги работы службы за два года. Скриншот с сайта "Милосердие — Казань"

Служба не скрывает, что она целенаправленно помогает "воинам в зоне СВО", но в общем разрезе эта помощь выглядит скромно — 727 100 рублей. Для сравнения, на помощь беженцам за тот же самый срок направлено вдвое больше — 1 508 000 рублей, а на помощь нуждающимся (видимо, за вычетом беженцев и "воинов в зоне СВО") выделено 3 798 000 рублей. Но это только верхушка айсберга.

На сайте "Казань — Милосердие" есть целый раздел, озаглавленный "Помощь беженцам, мирным жителям и нашим военным в зоне СВО".

В нём говорится, что только "в 2022 году общеепархиальный сбор для помощи беженцам составил порядка 8 000 000 рублей". Очевидно, в инфографике отражены лишь суммы, прошедшие через счета "Казань — Милосердия", тогда как для составления полной картины стоит обязательно учитывать и общеепархиальный сбор.

Может сложиться впечатление, что 8 млн руб. израсходованы только на беженцев. Но это, по всей видимости, не так. В четвёртом абзаце текста упоминается, что помощь, помимо беженцев, получают семьи "участников СВО". Причём помощь самую разную — от билетов и бытовой техники до оплаты медицинских расходов. Каково соотношение долей, в тексте не расшифровывается.

Точно так же авторы публикации смешивают российских военных, оккупировавших территорию соседней страны, и мирных жителей Украины, оказавшихся под оккупацией.

"На нужды воинов и мирных жителей в 2022 году было направлено более полумиллиона рублей, общий объем переданного гуманитарного груза составил 20 тонн", — говорится ближе к концу раздела.

АНТИДРОНОВЫЕ РУЖЬЯ, СЕТИ, РУЧКИ ДЛЯ ПУЛЕМЁТОВ...

О том, какая помощь преобладает в "гуманитарных грузах", можно судить по новостям, которые публикуются на сайте "Казань — Милосердие". Например, 5 сентября в этом разделе была опубликована "сводка церковной гуманитарной помощи в зону СВО в августе 2023 года". Из неё можно узнать, что в августе в "зону СВО" были переданы "специальное оборудование для военного госпиталя, фронта, обмундирование для бойцов, медикаменты, постельные принадлежности, маскировочные сети, продукты, одежда".

Далее следует детализация, из которой можно узнать, что, помимо оборудования и медикаментов для госпиталя в Лисичанске, благочиния Казанской епархии собирали средства на антидроновые ружья и даже внесли за них предоплату — 25 тысяч рублей.

"...на фронт передали 12 кубов гумпомощи: рюкзаки (10 штук), монокли ночного видения, бинокли, провизию, медикаменты", — говорится ниже.

Дальше упоминается храм Серафима Саровского (Набережные Челны), передавший "в госпиталь и бойцам в зону СВО... ткань и стропа на носилки, лекарства, медицинские пеленки, хирургические иглы и нити". Всего на сумму 210 000 рублей.

Типичная "гуманитарка" в "зону СВО" от православных Татарстана.
Типичная "гуманитарка" в "зону СВО" от православных Татарстана.

Серафимовский приход отчитался о следующих тратах за август:

  • маскировочные сети и сети для окопов (на сумму порядка 80 000 рублей);
  • медикаменты (37 337 рублей на лекарства и 7 000 — на дорожный холодильник для их перевозки);
  • доставка и транспортные расходы (23 000 рублей);
  • матпомощь "бойцу-добровольцу" и семье мирных жителей (24 500 рублей);
  • аптечки (более 5 000 руб.);
  • материал для изготовления ручек (!) для пулеметов (18 300 руб.).

Всего объём помощи от прихода за август составил более 250 500 рублей.

Отдельно в сводке за август упомянута помощь беженцам, оказавшимся в Казани. Маме и дочери понадобились деньги на медикаменты и билеты до Мариуполя, чтобы уладить там семейные дела. Сбор был закрыт только 8 сентября. Сумма собранных средств — 32 тысячи рублей. На экипировку военных круглые суммы прихожане почему-то выделяли куда быстрее и охотнее.

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ-2023

Аналогичная ситуация прослеживается и в "сводках церковной помощи в зону СВО" за июнь и апрель 2023 года (более ранних "сводок" на сайте "Казань Милосердие" обнаружить не удалось — "Idel.Реалии"). Данные за май и июль отдельными сводками почему-то не выкладывались, но о том, что отправка грузов "в зону СВО" продолжалась и тогда, можно судить, в частности, по общему июльскому отчёту службы "Казань — Милосердие". В этом отчёте можно заметить сравнительно новую строку расходов — помощь семьям участников СВО.

Дословно: "На сумму 79 990 рублей была оказана помощь вдовам семей участников СВО. Для 10 таких семей были приобретены мультиварки".

В целом по "сводкам церковной помощи в зону СВО" можно сделать вывод, что беженцы и мирное население отошли на второй план, а снабжение военных значительно преобладает. Приходы Татарстанской митрополии регулярно снабжают армию России всем необходимым, за исключением разве что непосредственно оружия.

Например, в июне 2023 года от казанского храма св. Серафима Саровского были переданы:

  • специальная техника — спутниковая тарелка и роутер (стоимость около 100 000 рублей);
  • маскировочные сети (65 000 рублей);
  • оплата ремонта ноутбука и МФУ для медицинской роты (15 000 рублей).

Прихожане храма Святых Царственных Страстотерпцев поселка Салмачи передали в "зону СВО" мобильную баню.

Настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Александр Павлов отчитался о закупках на сумму 130 тысяч рублей:

"За июнь было передано специальное обмундирование и средства, одежда для солдат (тактические носилки, укомплектованные аптечки, подсумки для разгрузки, маскхалаты и др.), а также продукты и средства гигиены".

Иерей Ярослав Филиппов, настоятель храма Николая Чудотворца в селе Никольское Лаишевского района, отчитался, что за июнь было приобретено около 2 000 упаковок лекарств:

"Это антибиотики, раствор для инъекций, противошоковые и обезболивающие препараты на общую сумму 440 200 рублей".

Кроме медикаментов, по его словам, военным передали 280 маскировочных сетей (сети — вообще очень частая составляющая часть "гуманитарки", отправляемой из России в Украину — "Idel.Реалии").

Филиппов перечисляет, какие именно приходы приняли участие в сборе средств и кто сколько пожертвовал. Упоминается Спасская церковь села Кулаева, сдавшая на медикаменты военным 16 тысяч рублей. На бумаге проект реставрации этой старинной церкви был выполнен ещё в 2008 году. На деле восстановление разрушенного храма тянется уже полтора десятилетия. Средства на восстановление полуразрушенного старинного храма собираются до сих пор.

Но, очевидно, у священнослужителей Казанской епархии теперь иные приоритеты. Сводка заканчивается сообщением о ближайших целях и задачах православных священников и их прихожан:

"Храм святителя Николая в селе Никольское планирует закупку квадрокоптера, в Закамском благочинии готовится передача большого груза с необходимой техникой и обмундированием. Сбор и передача гумпомощи в зону СВО продолжается".

ШЕВРОНЫ ПОВЫШЕННОЙ ДУХОВНОСТИ

Ещё одна сводка за 2023 год, апрель.

В начале упоминается, что две тонны "гуманитарной помощи для военного госпиталя и бойцов" храм Сергия Радонежского в Казани отправил во время Страстной седмицы — предпасхальной недели, в которую следует посещать церковные службы, молиться и каяться, совершать как можно больше добрых дел.

Очевидно, таким образом лишний раз подчеркивается, что снабжение участников российской агрессии в Украине относится к добрым делам. Вместе с "гуманитаркой" храм передал в дар военным четыре автомобиля "Нива".

Описание четырёх тонн груза, отправленных "в рамках общего сбора от Казанской епархии воинам и мирным жителям", тоже не оставляет сомнений — в приоритете снабжение именно армии, закупка специального оборудования и экипировки:

"Как рассказал иерей Ярослав Филиппов, в помощь татарстанским военнослужащим переданы бронежилеты, шлемы, тепловизоры, генераторы и другое оборудование, а также именные посылки от родных и собранные на приходах продукты питания, медикаменты, бытовая химия, газовые горелки, термобелье".

Отдельно Филиппов упоминает мобильный госпиталь, эвакуированный из Авдеевки. По его словам, "всего в помощь госпиталю православными приходами Казанской епархии собрано свыше 490 тыс. руб".

А 120 тыс. руб. направлено на покупку двух генераторов "по просьбе 1234 3 батальона" (номер написан именно так, корреспондент "Idel.Реалии" не смог выяснить, о каком именно подразделении идёт речь — "Idel.Реалии").

Среди других вещей, которые отправляли "в зону СВО" в апреле различные храмы Казанской епархии, упоминаются "тактические носилки, которые плетут прихожане храма", аптечки, маскхалаты, одежда "для воинов". Плюс к этому Казанско-Богородицкий храм села Большое Фролово приобрёл на пять тысяч рублей шевроны с изображением Ангела Хранителя.

Насколько можно судить, шевроны с христианской символикой казанские православные передают военным довольно часто — как бонус к экипировке. Например, в новости от 13 апреля ("Очередная партия гуманитарной помощи от Казанской епархии передана в зону СВО") есть даже фотография, на которой к рукаву бойца прикладывают новенький шеврон с изображением Богородицы. Но это, повторимся, бонус.

Основная составляющая груза, который протоиерей Андрей Лосык и иерей Ярослав Филиппов вместе с сотрудниками Раифского Богородицкого мужского монастыря передали военным, была такая: продукты питания, медикаменты, средства личной гигиены, маскировочные сети, бронежилеты, шлемы, тепловизоры и "другие технические средства, необходимые для защиты жизни и здоровья на фронте".

А вот новость от 31 августа.

Священнослужитель Казанского Собора Бугульмы протоиерей Павел Звегинцев, лично доставивший очередной груз "в зону СВО", заявляет, что за месяц сбора удалось собрать более 800 тыс. руб., на которые были куплены: коптер с запасными аккумуляторами, автомобиль Нива, различное медицинское оборудование и даже флаги с изображением икон Спаса Нерукотворного и Георгия Победоносца.

"Я был очень удивлён насколько активно и искренне люди приняли участие в сборе", — заявляет Звегинцев.

ПЛЕТУЩИЕ ВМЕСТЕ

"Сводки", возможно, тоже не дают исчерпывающего представления об объёмах помощи приходов Татарстанской митрополии российской армии, поскольку сообщают лишь о наиболее значимых "достижениях".

Вскоре после объявления мобилизации в сентябре 2022 года в мессенджерах и соцсетях стали распространяться приглашения в группы и чаты с говорящими названиями типа "Масксети Казань", "Блиндажные свечи Татарстан". Это было общероссийское поветрие. В Татарстане подобные кустарные мастерские очень часто открывались при православных храмах и мечетях (о том, как ДУМ РТ поддерживает войну в Украине, будет отдельная публикация — "Idel.Реалии").

Впрочем, не стоит думать, что на подобную помощь прихожан сподвигла объявленная осенью мобилизация.

Феофан
Феофан

Курс на противостояние с Западом Татарстанская епархия взяла намного раньше. Это стало очевидно вскоре после назначения митрополитом Казанским и Татарстанским Феофана (Ашуркова).

Феофан, возглавивший митрополию в 2015 году, начал выстраивать внутри Татарстана вертикаль. Настоятели ряда приходов в ту пору жаловались, что их лишают самостоятельности, навязывая взамен жёсткую централизацию. Что по меньшей мере отчасти объяснялось намерениями перераспределить денежные потоки, как это раньше митрополит делал в других регионах России.

При Ашуркове среди участников традиционного крестного хода 4 ноября в Казани резко увеличилось количество людей в камуфляже — военных, курсантов, казаков. Сам митрополит в своих обращениях к пастве большое внимание уделял образу Запада как врага, в чём убедился корреспондент "Idel.Реалии", слушавший проповеди Феофана дважды после крестного хода 4 ноября — в 2017 и 2019 гг. Манера этих проповедей была очень воинственной. Все это вписывалось в логику российских политических процессов того же периода.

Участники Крестного хода в Казани по случаю Дня народного единства, 4 ноября 2017 года.
Участники Крестного хода в Казани по случаю Дня народного единства, 4 ноября 2017 года.

Феофан не дожил до начала войны, он скончался 20 ноября 2020 года в Москве в больнице управления делами президента РФ. Причиной смерти стал сердечный приступ, полученный как осложнение в результате коронавирусной инфекции.

После Феофана Татарстанскую митрополию возглавил архиерей РПЦ Кирилл (Наконечный).

В 2015 году, ещё будучи митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, Кирилл запретил в служении настоятеля екатеринбургского храма во имя Святителя Иннокентия Владимира Зайцева. Зайцев, напутствуя "ополченцев", отправляющихся с Урала воевать в Украину, заявил, что будет молиться за то, чтобы они "били фашистскую мразь".

Епархиальный совет во главе с Кириллом отправил Зайцева на покаяние в монастырь на Ганиной Яме с воспрещением делать какие-либо публичные заявления.

Однако вскоре под давлением "общественности" наказание было отменено. Главную роль в этом сыграли организации различных ветеранов горячих точек.

Они тоже не стеснялись в выражениях.

"Русская православная церковь и раньше часто вела себя по-скотски, а тут уж и вовсе показала себя по всей красе", — прокомментировал наказание Зайцева руководитель свердловского Фонда ветеранов спецназа Владимир Ефимов.

Похожая драма разыгралась и в Татарстане, когда митрополия лишила должности настоятеля церкви Святителя Гурия в Ташкирмени Виталия Беляева и попыталась отстранить его от должности настоятеля храма святого Николая чудотворца в поселке Куюки Пестречинского района.

Беляев, уже имевший за плечами опыт боевых действий в Чечне и Сирии, отправился на войну "добровольцем" без благословения. Скандал вспыхнул ещё в 2022 году, но не утихает до сих пор. В конце августа казанский митрополит Кирилл запретил ему посещать зону "спецоперации", а 4 сентября отстранил от службы в храме, сообщает издание 116.ru. Прихожане в Куюках написали письмо в защиту священника.

Священник из Татарстана в "зоне СВО"
Священник из Татарстана в "зоне СВО"

Но, возможно, история Виталия Беляева, перекликающаяся с екатеринбургским скандалом 2015 года, всего лишь исключение из правил. В сентябре 2023 года государственное издание "Татар-информ" опубликовало статью о священниках из Татарстана, откомандированных в "зону СВО" по благословению митрополита Кирилла.

Один из них — настоятель храма Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района иерей Анатолий Григорьев — погиб на войне осенью 2022 года. Он осуществлял "духовное окормление" военных татарстанского батальона "Алга".

В материале "Татар-информа" упоминаются ещё пятеро, помимо погибшего Анатолия Григорьева, священнослужителей, регулярно посещающих "зону СВО" и оказывающих помощь российским военным. Один из них, руководитель центра для алко- и наркозависимых "Благовещение" иеромонах Силуан Цапин с гордостью рассказывает, что центр превратился в настоящую кузницу кадров для российской армии.

"18 человек наших воспитанников сегодня воюют в зоне СВО. Я считаю, что центр работает не зря, раз из него выходят такие люди и уходят добровольцами защищать нашу Родину", — подытоживает Силуан.

Заявление прямо коррелирует с подходом президента России Владимира Путина, который на встрече с матерями воюющих в Украине солдат оправдал гибель российских военных тем, что от алкоголя в России ежегодно погибают 30 тысяч человек.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG