Ссылки для упрощенного доступа

Мектебе, абыстаи и преподавание на родном языке


Главная проблема образования на рубеже XIX и XX веков — обучение не на родном языке для чувашских, татарских, башкирских и мордовских детей. Однако в отдаленных районах краев и губерний и вовсе не было начальных и дошкольных учебных заведений. О том, как учились дети на рубеже веков — в материале "Idel.Реалии".

В России в XIX веке возникают новые типы учебных заведений. В 1866 году для беднейших слоев открывается первый бесплатный детский сад. В этом же году появляется платный детский сад для интеллигентной части населения. Уже к началу ХХ века в России открылось большое количество дошкольных заведений. Появляется первый журнал "Детский сад", где публикуются методы обучения детей дошкольного возраста. Открываются курсы по подготовке женщин-воспитательниц.

ТАТАРЫ И БАШКИРЫ

Система образования татар и башкир представляла собой медресе и мектебе. Образование осложнялось языковыми проблемами и господствующей идеологией. В государственных школах ставили на первую позицию русский, после — арабский и только в последнюю очередь родной. Ввиду того, что родной язык не занимал ведущую роль, происходила потеря самобытности национальных культур.

Образование татар имело два уровня — элитарный и элементарный. Элитарное образование получала одаренная часть молодежи в кадимистских (старометодных) медресе. Элементарное мог получить любой желающий в мектебе, которое имелось в каждой деревне.

Мектебе — религиозное училище, которое существовало в каждой мечети. Обучение проводилось индивидуально. Учебным пособием выступали старые книги, которые писали архаичным и непонятным языком неизвестные авторы. В букварях изображались арабские буквы и знаки произношения. В связи с этим ученик, еще не освоив буквы, сразу переходил к чтению фраз на арабском, смысл которых он абсолютно не понимал.

В мектебе срок обучения не был ограничен. В этих образовательных учреждениях в основном обучались мальчики в возрасте 8-14 лет. Девочек в мектебе не брали. Главная книга — Коран.

Девочки проходили обучение в доме муллы, у его жены, которую называли "абыстай". Здесь были те же программы обучения, что и в мектебе.

Медресе — место, где читают лекции и проводят уроки. Открывались они при мечетях и были под контролем приходских мулл. Учебный план — чисто клерикально-схоластический.

В медресе учились мальчики, которые прошли обучение в мектебе. В старометодном медресе изучали аклият (умственные науки: "мантыйк" — логика, "хикмат" — философия); фикх (мусульманские законоположения); келям (о сущности бытия и человеческого знания); фараиз (наука о разделе наследства); усулу-ль-фикх (теория мусульманского права).

В 1909 году открывается мектебе для девочек, их учат мусульманской религии и русской грамоте. Специально для школы построили двухэтажное здание. В школе ввели форму — платье коричневого цвета, черный и белый фартук, бело-розовый платок с каймой. К 1911 году в школе обучалось до 120 учениц, в ней преподавали девять учительниц, из них две русские учительницы.

Открытием татарской гимназии для девочек в Казани занималась представительница национальной буржуазии, меценат Фатиха Аитова. В 1912-1913 годах обсуждался вопрос "об использовании юбилея династии Романовых" для открытия национальной женской гимназии. Аитова просила преобразовать школу в татарскую гимназию — ей стоило это немалых сил.

В октябре 1916 года открылась первая татарская женская гимназия. В гимназии преподавали такие предметы, как чистописание и русский язык, вероучение, естествознание, татарский язык, математику, географию, татарскую историю.

Образование в татарской гимназии было на одном уровне с классическим гимназическим. В гимназии проходили обучение только особо одаренные девушки. Главная задача — подготовка учительниц для начальных татарских школ. Поэтому преподавали также педагогику, чистописание, гигиену, рукоделие, рисование. Воспитание проходило по всем правилам исламского шариата. В начале ХХ века гимназия по содержанию и функционалу — идеальная классическая модель национального образования мусульманских народов в России.

МОРДВА

В 1913 году в Мордовском крае открылось два детских сада — в городе Кадома, который просуществовал один год, и в городе Темников — который проработал приблизительно 80 лет. Воспитанниками первоначально были дети из различных слоев населения.

В летний период времени открылись ясли для детей и детплощадки. К 1915 году ясли были в Палах, Лаврентьеве, Новоселах, а в 1916 году открылись в Щеголове и Новоселках. В Темниковском уезде летом функционировала детплощадка. В 1916 году площадку посещали: утром 82 человека, вечером 77. Финансы на обеспечение данных дошкольных учреждений поступали от субсидий уездного и губернского земств, ассигнований от Темниковского управления и членских взносов "Общества дошкольного воспитания".

С 1900-1917 годов в Мордовском крае подготовка специалистов не производилась, дошкольных учреждений было мало. Большинство сотрудников детских садов — выпускницы московских женских педагогических курсов Дмитрия Тихомирова. В план курсов входили: педагогическая психология, психология, физиология человека, гимнастика и ручной труд. Большинство дошкольных учреждений работали автономно и занимались вопросами присмотра за воспитанниками.

ЧУВАШИ

Попытки систематизировать обучение в Чувашии связаны с новокрещенскими школами в Казани, Нижегородской области и Свияжске.

В результате школьной реформы Екатерины II открылись светские учебные заведения: в Чебоксарах (1789 год), Алатыре (1787 год), Ядрине (1791 год). Обучение чувашских детей проходило на русском языке, тем самым создавались трудности в обучении. Во второй половине XIX века в Чувашском крае открываются учебные заведения для девочек. В 1861 году в Алатырском удельном имении в 20 училищах насчитывалось 792 учебника.

Во второй половине XIX века появляются новые разновидности школ: школы грамот, земские школы, гимназии и прогимназии, училища Министерства народного просвещения, реальные училища.

Серьезные шаги в образовании чувашей связаны с распространением системы просвещения Николая Ильминского, который стал основоположником преподавания в школах на родном языке. Среди чувашей реализация этой системы связана с Иваном Яковлевым. В 1871 году он создал первый букварь и чувашскую письменность.

В 1887 году в Алатыре функционировали мужское приходское, волостные училища, женская и мужская прогимназии. К 1894 году в Чувашии насчитывалось 108 учебных заведений, в которых проходили обучение 11 213 человек, в том числе в пяти городах края — Цивильск, Алатырь, Ядрин, Чебоксары, Мариинский Посад. В 1911 году в сельской местности было 670 учебных заведений начального типа, в которых обучались 32 тысячи учеников.

В начале XX века в Чувашии начинает развиваться среднее образование. Прогимназия — заведение, состоящее из четырех классов, соответствует четырем классам гимназий. Изучали русский, греческий, французский, латинский и немецкий языки, географию, математику, историю и основы православной религии. После окончания курса прогимназии была возможность работать (в основном чиновниками и учителями) или продолжить обучение дальше.

Позже открылись женские гимназии. Там изучали математику, историю, физику, естествознание, русский и два иностранных языка, музыку, гигиену. За обучение в гимназиях в разные годы брали плату от 27 до 45 рублей. Здесь обучались дети крестьян, купцов, мещан и дворян. Окончив обучение в гимназиях и прогимназиях, выпускники принимались в высшие заведения без экзаменов по конкурсу аттестатов, но основная масса работала преподавателями в начальных школах.

К 1917 году система образования в Чувашии имела разветвленную структуру. Насчитывалось 479 образовательных учреждений, из них 438 заведений —начального типа, девять — средних, 32 — двухклассных и высших начальных училищ. В данных школах проходили обучение 32 468 человек.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале "Поволжье в 1917 году".

XS
SM
MD
LG