Кто такие русские умеренные националисты? Чем они отличаются от тех, кто поддерживает военное вторжение России в Украину? Как, по их мнению, выглядит Россия и есть ли в ней место национальным республикам? Эти вопросы "Idel.Реалии" в рамках проекта "Наизнанку" задали журналисту и публицисту Олегу Кашину.
КТО ТАКИЕ РУССКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ?
— В одном из своих интервью после начала полномасштабной войны вы сказали: это событие стало для вас переломным, рухнуло ваше представление о реальности. В рамках нашего проекта мы часто беседуем с разными людьми: с российскими оппозиционерами, национальными активистами, журналистами из регионов России и учеными. Вы одновременно и российский оппозиционер в каком-то смысле, публицист и журналист и при этом национальный активист тоже. Все верно?
Я активист слова
— Очевидно, вряд ли меня можно полноценно назвать активистом, потому что никакой активности, кроме производства контента, я не веду. Я не выстраиваю какую-то подпольную организацию, не устраиваю митинги или шествия, но тем не менее слово, наверное, первично, поэтому да. Я активист слова.
— Предположу, что проблема в том, что русских редко называют национальными активистами в контексте современной России. Национальными активистами могут быть татары, башкиры и кто-то еще. Поэтому, наверное, для вас это странно звучит.
— Наверное. Это вопрос к тем людям, которые структурируют редакцию "Реалий" и вообще устройство мира, и вопрос к российской оппозиции. Она хоть и является на самом-то деле более русоцентричной и москвоцентричной, чем власть, всё равно избегает темы русскости, национального устройства страны. Поэтому возникает такой парадокс: кто такие русские в политике? Их как бы нет, но на нет и суда нет.
— Вот как раз с этой стороны я хотела начать. Что для вас лично сейчас Россия в контексте войны и кто такие русские националисты, которые не поддерживают эту войну? Я думаю, это важный критерий.
— На самом деле, меня всегда удивляло, почему разговор о национализме (и русском национализме прежде всего) всегда, как будто бы это его естественное продолжение, упирается в империализм.
Любой национализм всегда [был] антиимперский
В действительности любой национализм, — опыт национальных возрождений в самых разных странах, нациях, которые рождались и строили свое государство на руинах империи в XX веке, — всегда [был] антиимперский.
Потому что, естественно, если ты, будучи русским, желаешь, чтобы твоя сторона сияла от моря до моря, включая в себя, как говорил Пушкин, "всяк сущий в ней язык", естественно, ты не будешь националистом; ты будешь работать над тем, чтобы все нации, входящие в нее, так или иначе ее строили.
Русское национальное государство, о котором и я, наверное, до сих пор мечтаю, и многие другие люди на этом фланге мечтали в свое время, — это абсолютный антоним империи, потому что такое национальное государство, типично европейское государство, всегда национальное. А империи, кроме нашей, так или иначе распались в последние десятилетия.
РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ, КРЫМ И ВОЙНА
— Владимир Путин довольно часто заявляет, что он главный русский националист. Вы тоже говорили, что причисляете себя к ним. У вас с ним, как я понимаю, довольно схожая позиция по поводу аннексии Крыма, например. При этом вы говорили, что возвращение Крыма — это возвращение в положительном смысле, однако то, каким образом это происходило, не совсем корректно и верно. В чем отличие между русскими националистами, с которыми у вас есть совпадения в этом смысле (поддержка аннексии Крыма), и теми русскими националистами, которые поддерживают войну? Вы ранее говорили, что настоящий русский националист не может ее поддерживать.
— Владимир Путин также называет себя и либералом, и много кем еще. И это, наверное, особенность политики нашего времени. Не раз бывало, что, опробовав новые форматы на российском полигоне, в итоге это выплескивается в другие страны, в глобальный мир.
Скажите, пожалуйста, какая точка на системе координат у того же Трампа или у многих британских политиков, или у немцев, или у Макрона? Кто Макрон: левый, правый, либерал? Сейчас люди немного от этого уходят, политики и политтехнологи научились формулировать слова и мысли так, чтобы нравиться как можно большему количеству людей.
Путин был с самого начала тем человеком, про которого не скажешь, левый он или правый. Поэтому в равной мере он может называть себя и либералом, и националистом. Он наше все и наше ничего, как говорится.
Он убивает людей, он строит свою политику так, чтобы она шла рука об руку со смертью
Что касается национализма: если совсем утрировать и подходить к этому определению как к политическому течению, ставящему во главу угла интересы нации, я полагаю (может быть, наивно), что интересы нации, помимо прочего, состоят в том, чтобы представители нации, — а нация состоит из людей, — оставались живы, здоровы и благополучны.
Владимир Путин последние два с половиной года, а в какой-то мере и 10 последних лет, посвятил тому, чтобы русских и вообще людей в его стране становилось меньше. Он убивает людей, он строит свою политику так, чтобы она шла рука об руку со смертью. Считать такого человека человеком, отстаивающим национальные интересы, я не могу.
Говоря о Крыме, вы как-то очень уверенно сказали, что его присоединение произошло агрессивно. Как раз поспорю с этим, поскольку сам присутствовал в момент российской аннексии — в момент появления в этом регионе российских войск — 28 февраля 2014 года. Сказать, что российские войска или другие проявляли агрессию к кому бы то ни было, я не могу.
Я, в принципе, подозреваю, что так или иначе украинские элиты и в Киеве, и тем более в Симферополе были, может быть, коррумпированы российской стороной, может быть, в каком-то другом сговоре были с ней. Мы наблюдали, — и это исторический и медицинский факт, — никакого организованного сопротивления российскому вторжению не было. Украинские войска, которые были на полуострове, стояли спокойно, вступали в переговоры с российской стороной; командующий украинским флотом, в целом вооруженными морскими силами Украины адмирал [Денис] Березовский на моих глазах переприсягнул тогда еще не России, тогда еще тому, что называлось "народ Крыма".
Эта аннексия с точки зрения отношения к насилию… Да, я знаю, что там был жесткий митинг, два митинга одновременно на площади, где погиб человек. Были и еще какие-то столкновения, что называется, периферийные, но в целом ситуация выглядит так, что одна сторона не смогла удержать спорную территорию, другая сторона ее захватила.
Безусловно, я тоже все это видел своими глазами, ни о каком соблюдении буквы закона, будь то российский или украинский, о международном праве не могло быть и речи.
Россия аннексировала Крым в марте 2014 года после референдума, организованного пророссийскими властями. Украина и международное сообщество не признают итогов голосования. США и Евросоюз ввели санкции в отношении ряда российских компаний и чиновников.
В 2016 году ООН признала Россию государством-оккупантом за аннексию Крыма. В тексте документа Россия признается государством-оккупантом, а Крым и Севастополь — временно оккупированными территориями. 70 стран поддержали резолюцию, 26 проголосовали "против", 77 — воздержались.
26 февраля 2014 года в Крыму прошел крупнейший митинг в поддержку единства Украины. В тот день в Симферополе более 10 тысяч человек вышли к зданию крымского парламента, выступая за сохранение Крыма в составе Украины.
В числе организаторов этого митинга были крымские татары, представители Меджлиса и проукраинские активисты. Им противостояло около пяти тысяч человек — пророссийских активистов из партии "Русское единство", лидером которой является нынешний глава Крымской республики Сергей Аксенов. В результате давки во время митинга погибли два человека, 79 активистов получили телесные повреждения. Российские следственные органы посчитали эти события "массовыми беспорядками" и возбудили уголовное дело.
Обвинения в организации беспорядков и участии в них предъявлены нескольким активистам, среди которых и первый заместитель председателя крымскотатарского Меджлиса Ахтем Чийгоз. 11 сентября 2017 года его приговорили к восьми годам заключения. Спустя месяц Чийгоза освободили и выдали Турции в обмен на арестованных там по обвинению подготовке убийств чеченских эмигрантов россиян.
— Вы называете это "аннексией", но не считаете, что она была агрессивной. То есть люди с автоматами, которые были на полуострове, — это не агрессия?
— Подождите, я повторяю, я видел этих людей с автоматами, видел, как они, например, блокировали украинские воинские части, но также видел, как украинские воинские части сопротивления не оказывали. И этот мем, который потом подхватили пиарщики — "вежливые люди" — вполне адекватно описывал то, что происходило на полуострове.
Когда российские войска проявляют насилие, агрессию — более того, и в самом Крыму уже не войска, а спецслужбы после 2014 года начали довольно агрессивную борьбу с местными нелояльными Москве организациями, — тогда мы говорим об агрессии.
Сам по себе человек с автоматом может и у Вечного огня стоять с автоматом, и ни о какой войне, агрессии напоминать не будет. Захват Крыма российскими войсками — это выражение, которое вполне адекватно описывает ситуацию, он вполне происходил не насильственно и действительно происходил, во многом совпадая с настроениями местных людей.
Я также наблюдал, как десятки тысяч жителей Севастополя, узнав о том, что даже не о присоединении к России шла речь, а о том, что Совет Федерации России проголосовал за разрешение президенту использовать войска на территории Украины, массово вышли на улицы, ликуя и радуясь. В этой толпе, которая проходила вся мимо меня, я не различил ни одного человека, настроенного проукраински. Очевидно, эти люди были, очевидно, эти люди есть и сейчас. Но я думаю, что и они не станут спорить, что в Крыму они тогда чувствовали и чувствуют сейчас себя в каком-то колоссальном меньшинстве.
— У меня к вам есть еще один вопрос по поводу места Крыма в вашем представлении. Я напомню вашу довольно известную цитату: "То, что сделал Путин, — это восстановление исторической справедливости, безусловно, незаконными и аморальными методами". Я правильно понимаю, что Крым по вашему мнению — это русская территория?
Это не моя родина, это не Россия
— Я скажу вам прямо — да, в международно признанных границах РФ есть масса территорий, которые на порядок менее русские, чем Крым. Чеченская республика в миллион раз менее русская, чем Крым, вы будете спорить с этим? Татарстан, допустим, в 10 раз менее русский, чем Крым. Тува (Тыва — этническое самоназвание территории коренных жителей, а Тува — вариант, ставший общеупотребительным в русской речи. На республиканском референдуме 1993 года была утверждена Конституция, в которой закреплено новое название — Республика Тыва. В соответствии с Конституцией региона 2001 года названия Республика Тыва и Тува стали равнозначны — "Idel.Реалии") в 50 раз менее русская, чем Крым. Естественно, это ранжируется.
Понятно, империю собирают всеми возможными способами, та же самая Тува присоединилась в 1914 году, когда был кризис в Китайской империи и периферийный край китайский подумал, что эти суровые времена ему будет разумнее проживать вместе с Россией (Тыва включена в состав РСФСР 14 октября 1944 года как Тувинская автономная область, с 1961 года Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика, преобразована в республику 24 мая 1991 года — "Idel.Реалии").
Понятно, что это историческая случайность, понятно, что мое русское сердце не бьется взволнованно при слове "Кызыл" (столица Тывы — город Кызыл — "Idel.Реалии"), а если речь зайдет об упомянутой Чечне, то мое русское сердце скажет "боже мой, а вот бы ее со всеми "рамзанами кадыровами" куда-нибудь на другую планету увести".
Это не моя родина, это не Россия. Поэтому да, разговаривать о том, какие регионы более русские или менее русские, важно, я полагаю.
— Мы с вами поговорим об этом, но в контексте Крыма мы не можем не говорить о крымских татарах и политике России по отношению к ним, которая за несколько веков в значительной степени изменила этнический состав полуострова.
— Подождите, давайте тоже проведем грань. Я на самом деле считаю и настаиваю на том, что большую и злую шутку, очень нехорошую и трагическую, с нами — с Россией — сыграло формальное правопреемство от Советского Союза. Когда вы тоже так спокойно говорите, что Россия меняла этнический состав Крыма, позвольте спросить, а как РСФСР после 1954 года, когда Крым от нее отделили, влияла? Нет, это влиял союзный центр, имперский союзный центр, который, безусловно, вел себя по-скотски по отношению ко всем народам, живущим в России, в Советском Союзе, в том числе и к русскому народу. Главная ошибка или случайная ошибка и злой умысел и деколонизаторов, и официальных каких-то российских…
— Олег, но вы говорите про центр.
— Я проговорю. Русский народ никогда не был субъектом угнетения, он подвергался угнетению в той же мере, возможно, меньше, чем чеченцы, которых депортировали, но, условно говоря, в защите национальных прав сравните права стандартного человека, представителя коренного населения в Костромской области в РСФСР 50 лет назад, и, скажем, в Ташкентской области Узбекистана. У узбеков в Узбекистане объективно было больше возможностей и для образования, и для карьеры, и для всего на свете. Поэтому когда годы спустя мне говорят, что мои голодавшие прадеды и деды угнетали благополучных жителей условной Грузии, меня это возмущает, хотя, естественно, я люблю грузинский народ и все такое.
— Это всё понятно, но в случае крымских татар их депортировали. Вы говорите про имперский центр, но имперский центр — это Москва.
— Я прошу уточнять, что не Россия их депортировала. И Москва была столицей, прежде всего, Советского Союза — империи, в которой русский народ никогда не был руководящим ядром. То есть мы понимаем, что формальные анкетные вещи тоже довольно такая несовершенная вещь, но всё же. Не Иван Иванович Иванов был наркомом НКВД, когда депортировали крымских татар, и не Петр Петрович Петров был верховным главнокомандующим Красной армии, которая стояла над этим НКВД.
— Хорошо, но Российская империя тоже делала это, не только Советский Союз.
— Российская империя закончилась в 1917 году. Если какие-то свои действия она совершала вопреки гуманизму, здравому смыслу и так далее, я думаю, она за это уже поплатилась. Ответственный за политику империи, в том числе национальную, император Николай II и его малолетние дети были зверски убиты. Я думаю, вопрос Российской империи закрыт. Вы с кого спрашиваете за Российскую империю как бы? Я ее не представляю, её нет, я родился спустя 70 лет после нее.
ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ И НАЧИНАЕТСЯ РОССИЯ?
— Давайте поговорим о России. Что в современной России, по вашему мнению, тоже русская территория, а что не является ей? Можно ли от нее отказаться, по вашей логике, или все же стоит её оставить в составе России?
— Удивительно, неужели это такой сложный вопрос? Вот ты приезжаешь в город, в котором население 100 тысяч человек, в центре города белокаменный Кремль, уточню, мечети в этом Кремле нет. Речка течет, церковь, ходят люди славянской внешности, коренные жители. Смотришь — краеведческий музей, вот в XIII веке здесь было удельное княжество, которое потом стало частью княжества Московского. Вот такая классическая русская земля, Русь. То, что в советские годы стали издевательски называть "нечерноземьем".
Разницу между Костромской, Вологодской, Тульской и той же Тувой, про которую я говорил, понимает даже человек, который никогда не вникал в этнографию или не рассматривал карты расширения империи. Россия большая, сегодня Россия хоть и числится наследником Советского Союза, но воспроизводит все формальные административные территориальные черты той РСФСР, в которой были автономные республики. Прямо скажем, сколько там — два десятка автономных республик, — и в этом списке регионы тоже не похожи друг на друга. Есть состоявшиеся [государства], отпускай сегодня — и оно вступит в ООН, НАТО, введет свою валюту, будет благополучно существовать. Государство Татарстан — безусловно, национальное государство татар.
Есть государство Карелия, которое по всем бумагам такое же государство Карелия, но по факту это обычный северо-западный российский регион, неотличимый от Псковской и Новгородской областей. Разная Россия — есть Чечня, которая тоже готовый какой-то халифат в формате ближневосточных княжеств.
— Можно я вам напомню, что в 2018 году была дискуссия о названии аэропортов, в том числе в Казани и Уфе, и вы высказывались по этому поводу и назвали Казань "в большей степени русским городом". Нет ли тут противоречия?
— Нет, я отдаю себе отчет, что и Ташкент 1991-го года был преимущественно русским городом, Алма-Ата (в последние годы население Казахстана все больше внимания уделяет вопросу деколонизации во всех ее аспектах. Рост самосознания проявляется в том числе как желание использовать казахские названия местности вместо русифицированных и советских. Словари современного русского литературного языка по-прежнему фиксируют Алма-Ата как правильный вариант. Однако в Казахстане принято употреблять Алматы. Название "Алматы" — трансформированное "Алмалы", которое переводится с казахского как "Яблоневый". Вариант "Алма-Ата" многие рассматривают как пророссийскую политическую позицию — "Idel.Реалии") — тотально русский город, но люди, которые, полагаясь на это, связывали свои жизненные планы с этими городами, в итоге жестоко за это поплатились.
Я понимаю всевозможные и в ту, и в эту сторону перспективы. Вполне может быть, что Татарстан так и останется, как сегодня, системообразующим регионом, электоральным султанатом, дико выгодным федеральному центру, и в целом надежной опорой. Владимир Путин часто посещает Казань, она для него, как мне кажется, роднее той же самой Костромы, в которой он, может быть, и не бывал никогда.
Поэтому нет. Моя человеческая душа, мое эстетическое восприятие, если угодно, — бывает, человек не обязан любить татарскую поэзию, и я не люблю татарскую поэзию, надеюсь, вы меня за это простите. Если бы от меня зависело имя аэропорта в Казани, я бы назвал его именем ученого Лобачевского, который неотрывно привязан к Казани, был на втором месте по этому голосованию и знаменит на весь мир. В Англию приходишь в университет — там математики знают имя Лобачевского, а имя Тукая, к сожалению, не знают.
Повторю, это если бы я решал, если бы от моего, наверняка несовершенного, но тем не менее вкуса и представления о прекрасном зависело. Назвали именем Тукая — ещё один кирпич в сторону опять же того движения, о котором я говорю. Если быть реалистом, то, наверное, вероятность вот этого будущего независимого Татарстана, — который в те же годы я придумал назвать внутренней Албанией, именно потому, что это готовое национальное государство, — его перспективы мне кажутся более реалистичными, чем перспективы невозможной в принципе Казанской губернии.
РАСПАД РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ
— Давайте поговорим об изменениях ваших некоторых взглядов за последние 10 или чуть больше лет. На своем YouTube-канале вы перечитываете собственные публикации прошлых лет. Месяц назад вы читали стенограмму вашей лекции "Россия для русских" 2011 года. Там вы указываете, что самое важное в этом слогане — понять, кто такие русские, что такое Россия и как эти русские живут в этой самой России.
Я прочитаю пару ваших цитат и тезисов оттуда:
- "В путинское десятилетие единство России перестало быть абсолютной ценностью. А для многих вообще Россия перестала быть ценностью".
- Там же вы выдвигаете тезис, что для людей из СССР (где-то из 1983 года) Союз казался незыблемым. Так же, как и современная Россия сейчас.
- "Мы недораспавшаяся империя, и скоро должен закончиться этот процесс распада. Совершенно диким мне представляется то, что в рамках одной страны уживаются такие разные по своей сути буквально государства, как Санкт-Петербург и Дагестан".
Сейчас — из 2024 года и на фоне военного вторжения России в Украину — что вы думаете о своих собственных тезисах более чем десятилетней давности?
— Я думаю, если бы в мире воцарилась справедливость, если бы нынешние деколонизаторы (которые, я думаю, в среднюю школу ходили, когда я эти тезисы выдвигал) обратились бы к этому моему выступлению, то сказали бы: "Спасибо, дед Олег, за то, что ты предвосхитил тренды 2024 года".
Спасибо, что вы напомнили об этом выступлении. Оно мне представляется правильным и своевременным, потому что времена, когда нам объясняли, что ради единства страны нужно погибать, — две чеченские войны и так далее, — эти времена, во-первых, прошли, и, во-вторых, оставили очень нехорошую травму на нашем историческом пути.
Тоже воспоминаниями, позвольте, поделюсь. Помню, как в 2007 году мы с коллегами начали выпускать маленький, но как бы в итоге хороший журнал под названием "Русская жизнь". Просто журнал о том, как живут люди в России, без политики. И для первого номера я ездил в город Иваново, писал про ивановских ткачих, фотограф фотографировал, другой мой коллега ездил в Астрахань, писал про астраханских рыбаков. В итоге после первого номера мне написали из кафедры этнологии Московского университета, — тогда как раз этнографию переименовали в этнологию, — с просьбой: "Уважаемый заместитель главного редактора, не могли бы вы разрешить нам использовать фотографии людей из вашего журнала для наших исследований русского народа, потому что у нас есть банк фотографий татар в быту, в повседневности, в национальном костюме, фотографии дагестанских этносов, а русских, оказалось, нет. Мы увидели у вас незнакомых людей, которые ткут этот лен или хлопок в Иванове, и подумали, ведь это вот тот русский народ, который мы не замечали". Это проблема же всё-таки.
Да, я понимаю, что утрирую и рассказываю, как какой-то анекдот. Но в целом в стандартных условиях почему-то принято считать угнетение [только] многих колонизированных народов России. Например, стандартно национальная республика Бурятия. В ней есть университет, в котором сильная кафедра бурятского языка, есть люди, посвящающие жизнь изучению бурятского эпоса, есть опера на бурятском языке.
Еще до начала полномасштабного вторжения России в Украину давление на национальные республики встречали протесты на местах. Летом 2018 года Госдума России закрепила строгую добровольность изучения родных языков. Соответствующие поправки были приняты в федеральный закон "Об образовании". Это произошло после заявления президента России Владимира Путина о недопустимости принуждения изучать неродные государственные языки национальных республик федерации, кроме русского, поэтому они перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало протесты в ряде республик Поволжья.
— Я вас прерву, но русских никто языка не лишал. А Владимир Путин в 2017 году довольно сильно повлиял на то, как распространяются другие языки в России. Я думаю, вы прекрасно знаете его тезис о том, что никто не должен учить язык, который для него не является родным.
— А вы считаете должен? Вопрос интересный.
— Если язык государственный в национальной республике, то да, конечно, этот язык должен изучаться в школах.
— Вы знаете, вы меня аттестовали как националиста, я внесу правку, наверное, что расползаюсь в какое-то либертарианство. Когда в одном предложении я вижу слово "государство" и слово "должен", мне хочется от этого куда-то деться. Потому что в идеале я не хочу, чтобы кто-то меня или моих детей чему бы то ни было заставлял.
Допустим, ситуация: живу я в Казани, приехал туда на хорошую работу в компанию "Татнефть", например. Я понимаю, что проработаю там пять лет, и мое резюме в "Лукойле" наконец-то рассмотрит HR-отдел. Вот я на пять лет заехал в Казань — мегаполис, город хороший, модный, богатый, как в любом мегаполисе там есть экспаты, которые приезжают и уезжают. Почему в этой ситуации кто-то, опять же с кем у меня никакого общего будущего нет, будет заставлять моих детей учить татарский язык?
— Я предполагаю, что если бы вы переехали в другую страну и ваш ребенок пошел бы в школу, неужели он бы не учил язык той страны, в которой он находится?
— Я живу не в России, но мой ребенок ходит в местную школу на английском языке. Бывают родители, которые говорят "зачем тебе этот английский, вот наша русская школа солиднее и серьезнее", я бы нашел возможность учиться дистанционно в русской школе. Опять же, любой вопрос семейного развития, — повторю как стихийный либертарианец, — настаиваю, не заслуживает никакого государственного вмешательства.
Ранее Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньер в интервью "Idel.Реалии" заявлял, что по его информации, возможности получения доступа к изучению своей языковой культуры у татар в Татарстане остаются достаточно ограниченными, хотя татарский также является госязыком Татарстана. Международного чиновника "удивило", что ЕГЭ в Татарстане сдают лишь на русском языке.
— Но вы же не против, чтобы русский язык был обязательным на территории России.
— В целом мне все равно, это от человека зависит. Я понимаю, что есть люди, живущие в России, которым русский язык не нужен. И не только условные чеченцы из отдаленных регионов Чеченской республики. Опять же, приезжает англичанин в Москву, понятно, что никто не имеет право заставить его детей учить русский язык, такая же история абсолютно.
РОССИЙСКАЯ ОППОЗИЦИЯ И РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ
— Вы затронули тему деколониализма в плане повестки. Недавно Юлия Навальная подняла эту тему в том числе. Что вы думаете об ее посыле, что деколониализм — это не то, что ждет Россию в будущем?
— На самом деле, я уже сказал: антипутинская оппозиция в несравнимо большей степени русоцентрична и москвацентрична, чем власть, путинская система. Даже говоря про навальнистов, набор их лидеров, понятно, что стандартный лидер Фонда борьбы с коррупцией в диапазоне от Юлии Навальной до Георгия Албурова — это русский человек выраженной славянской внешности из мегаполиса. А когда заходит речь, например, про Лилию Чанышеву, которую выпустили из тюрьмы, никто никогда не акцентировал ее как башкирку, она представитель Фонда борьбы с коррупцией.
Это история как раз о безнациональности стандартного российского интеллигента, чиновника и кого угодно. Понятно, что стандартный антипутинский деятель на вопрос "кто ты?" не будет отвечать "я русский", ему это не придет в голову, а для чеченца это стандартная история или, допустим, для грузина.
Выступление Юлии Навальной я прочитал, мне оно в целом понравилось. О выступлении я узнал из какой-то истерики антиколониальных активистов в социальных сетях, которые стали доказывать ей, что она не права и деколонизация России нужна. Выглядит это тоже как какая-то "жизнь насекомых" или даже микробиология, какие-то непонятные микроблогеры. Объективно живет в "Твиттере" какой-нибудь там не Иван Иванов, а Абдулла Абдуллаев, антиколониальный квир-активист из Башкортостана, временно живущий в Варшаве. И он рвет и мечет по поводу того, что Юлия Навальная не права. Вопрос опять же риторический — когда падет путинизм, какие шансы у этого квир-активиста из Башкортостана чего-нибудь урвать себе даже с точки зрения будущей власти в Уфе? Я полагаю, власть в Уфе так или иначе останется в руках; может быть, Радий Хабиров сбежит в женском платье, но местные кланы, люди, которые там поколениями живут, умножают свои богатства, влияние и так далее, будут говорить, что мы теперь лидеры этого предположительно нового национального государства.
Естественно, в чем главный изъян антиколониального движения? Не антиколониальное движение, не квир-активист из Варшавы, допустим, в 2006 или 2007 году делал проект перевода татарского языка на латиницу. Проект тогда, я помню, остановили под давлением из Кремля, он уже тогда мог себе позволить остановить, что называется. Но буковки уже нарисованы, завтра щелчок — и переход на латиницу осуществляется.
Не квир-активисты ведут вещание телеканалов Татарстана на татарском языке из Казани и не квир-активисты отмечают тысячелетие бурятского эпоса. Поэтому я полагаю, любая будущая деколонизация России, любое будущее переформатирование России в национальных республиках, скорее, будет осуществлять местная, старая номенклатура, которая уже национальная просто по своему определению и факту.
А ЧТО ПОСЛЕ ПУТИНА?
— У нас есть традиционный вопрос в конце нашего выпуска: что ждет Россию после Путина?
— Скорее всего, это довольно печально, но ждет следующий Путин либо в формате Мишустина, который формально является вторым лицом государства, либо в формате каких-то кровных наследников Путина. Дочка станет президентом России. Может быть, как и при любой трансформации авторитарной системы, это повлечет за собой какое-то изменение положения России. Если ссылаться на мои прошлые высказывания, повторю, мне хотелось, чтобы после Путина проезд из Москвы в Новосибирск оставался безвизовым. Я полагаю, это действительно и важно, и хорошо.
- В январе 2019 года Консультативный комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы раскритиковал Россию за национальную политику. Эксперты выразили обеспокоенность "растущим доминированием русского языка" при одновременном "отсутствии эффективной поддержки языков национальных меньшинств".
- В начале марта 2019 года "Idel.Реалии" рассказали о докладе Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ЕКРН), которая опубликовала анализ по России за период с 2013 по июнь 2018 года. В документе Россию, помимо прочего, раскритиковали за частые случаи проявления расизма и политически мотивированные посадки мусульман на длительные сроки. Правда, Россия тогда не согласилась с выводами авторов доклада.
- В 2020 году в Конституции России было закреплено положение о том, что русский является языком государствообразующего народа России. Эта поправка, предложенная Владимиром Путиным, по мнению экспертов и активистов, законодательно и фактически утвердила господствующее положение как русского языка, так и русской идентичности, что может только усилить уже идущую русификацию и принудительную ассимиляцию других коренных народов России. Эти изменения неоднократно подвергнуты жесткой критике активистами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.