26 апреля татарский мир отмечает очередную — 132-ю — годовщину со дня рождения поэта Габдуллы Тукая. Эта дата неформально считается днем татарского языка и национальной культуры. Властями Башкортостана до 1 июля 2018 года объявлен конкурс заявок на создание проекта памятника Тукаю. Официальным заказчиком конкурса выступает министерство культуры РБ совместно с администрацией города Уфы.
Сам великий татарский поэт неоднократно посещал Уфу. В 1912 году он встречался здесь с другим известным татарским (а с 20-х годов XX века и татаро-башкирским) писателем Мажитом Гафури, с которым прогуливался по Ушаковскому парку (ныне парк Матросова). Неоднократно появлялись инициативы по установке памятника или хотя бы стеллы в память об этой исторической встрече, однако до сих пор ничего не сделано.
Вообще, история с памятником Тукаю в Уфе — уже довольно долгоиграющая эпопея, и началась она еще в 2011 году, когда группа татарских и башкирских деятелей культуры обратилась с открытым письмом к властям с предложением об установке памятника Габдулле Тукаю в столице Башкортостана.
Республика в то время переживала период неформальной "оттепели", связанный с приходом нового руководителя Рустэма Хамитова: тогда многие прежние запреты, цензура да и банальная угроза политических репрессий за "расхождение с линией партии" как будто бы нивелировались. На этой почве у многих окрыленных невиданной прежде свободой появилась надежда, что негативные пережитки прежней национальной политики будут устранены. Прежде всего это касалось ущемлений интересов татарского населения республики, ведь политика "башкиризации" проводилась как во времена Мидхата Шакирова, так и во времена Муртазы Рахимова. На фоне таких ожиданий и появилось вышеуказанное письмо. Появление памятника Габдулле Тукаю — символу тысячелетней татарской культуры и татарской нации в целом — было бы неким символическим шагом в направлении преодоления этого негативного наследия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык в Башкортостане: история вопроса
Но как показали последующие годы — надежды оказались призрачными.
В верхах идея о памятнике первоначально была воспринята как бы благожелательно. Даже озвучивались планы, что памятник будет готов к 130-летию Тукая в 2016 году. Но настроения постепенно изменились.
Председатель Региональный национально-культурной автономии татар РБ (РНКАТ РБ) Римма Утяшева, человек, полностью контролируемый аппаратчиками уфимского Белого дома, неожиданно отказалась подписывать коллективное письмо от имении татарских общественных организаций по поводу установки памятника Тукаю, хотя еще недавно публично носилась с этим проектом. В условиях, когда она является фактически номенклатурным назначенцем на роль официального представителя татар республики, данное обстоятельство стало приговором проекту. Отметим однако, что случай с памятником Тукаю —далеко не единственный. Так же бесславно был слит проект открытия на республиканском телевидении БСТ татарской редакции, хотя там в 2013 году озвучивались вполне конкретные сроки её открытия и даже проводились кастинги будущих тележурналистов.
Грядет очередная перепись населения, и перед этим необходимо как-то задобрить татар Башкортостана
Неожиданное информационное оживление уже почти мертвого проекта можно связать с тем, что грядет очередная перепись населения, и перед этим необходимо как-то задобрить татар Башкортостана. А учитывая, что вопрос с памятником Габдулле Тукаю муссируется уже долгие годы, им, как морковкой, можно потрясти перед публикой: мол, смотрите, кое-что ведь делается, поэтому не поднимайте шума.
Правда, когда конкретно данные обещания, наконец, будут реализованы, пока тоже остается под вопросом, ведь эпопею с окончательной установкой памятника можно продлить аж до 2020 года — аккурат к очередной переписи населения. А там уж как обычно: "или ишак сдохнет, или падишах".
Чтобы понять природу всех этих неожиданных коллизий, связанных с казалось бы такой малопримечательной темой как установка памятника татарскому поэту, необходимо иметь в виду, что в Башкортостане всё, что связано с национальной культурой, а уж тем более с татарским фактором — априори воспринимается как политика. И поэтому отношение к этому соответствующее. И если во времена Рахимова это делалось намеренно и даже показательно (мол "татары тут не ходят"), то уже во времена правления Хамитова эти процессы приобрели латентный характер. А памятник Габдулле Тукаю стал попросту жертвой.
Вместе с тем возникают серьезные разногласия по поводу места установки памятника. Представители татарских общественных организаций Башкортостана, еще когда только появились разговоры об этом, выступали за установку памятника Тукаю в сквере на одноименной улице в Уфе. Однако теперь, в связи с активизацией этого вопроса, чиновники официально объявили, что местом установки памятника станет площадка перед татарским театром "Нур". У многих это вызвало недоумение.
Ситуация классическая для нашего времени — директивное продавливание решения, с заведомо проигрышным (по сравнению с альтернативным) вариантом. Взвешивая все доводы, приходится констатировать, что активное лоббирование властями установки памятники именно у театра "Нур" — это ничем не оправданный шаг. Ведь Габдулла Тукай никакого отношения к театру "Нур" не имеет, разве что кроме того факта, что оба — и поэт, и театр — являются частью татарской национальной культуры. Ко всему прочему площадка перед театром "Нур", из-за близости оживленной улицы имени 50-летия СССР, весьма неудобна — шумно, пыльно, а значит, собираться вокруг этого места в памятные дни и праздники весьма проблематично.
Никакого отношения Габулла Тукай к театру "Нур" не имеет
Для памятника Габдулле Тукаю есть только одно достойное место — улица Тукаева в Уфе, на чем всегда и настаивала татарская общественность города. Во-первых, памятник Тукаю на улице, названной в честь поэта — это более чем логичный шаг. Во-вторых, эта территория улицы связана с историей посещения Уфы поэтом в 1912 году. Да и место, весьма подходящее для установки памятника — тихое, уютное.
В-третьих, как уже отмечено выше, никакого отношения Габулла Тукай к театру "Нур" не имеет. А вот чье появление там действительно уместно — так это памятник основательнице этого театра Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Она известна прежде всего тем, что была первой в мире театральной актрисой из числа мусульманских народов. Памятник и театр, основанный первой мусульманской актрисой — лучшего исторического бренда для Уфы не найти. Но уфимские власти игнорируют и это предложение татарской общественности столицы РБ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Амнезия или "фильтрация" памяти по-уфимски
Помимо сквера на улице Тукаева весьма органично данный памятник смотрелся бы в парке Матросова, который как раз и примыкает к данной улице, тем более, как мы отметили выше, именно здесь прогуливался Габдулла Тукай вместе с Мажитом Гафури во время их встречи в 1912 году. Тем более — место тихое, просторное и уютное.
В настоящее время кроме Казани имя поэта Габдуллы Тукая увековечено в Астрахани, Санкт-Петербурге, Москве, в столице Турецкой республики Анкаре, в Уральске (Казахстан). Поэтому если его имя, наконец, будет увековечено в городе, где он сам неоднократно бывал и где его соотечественники татары составляют треть всех жителей, это попросту будет восстановлением исторической справедливости. Остальные города, как мы видим из списка, давно воздвигли памятники великому поэту, причем в качестве жеста доброй воли это было сделано даже в тех городах, где Тукай никогда не бывал при жизни (Анкара, Москва).
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.