Почему татары стесняются говорить о событиях 1552 года

Хәтер көне. 18 октября 2020 года. Казань

Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин рассуждает о важности Дня памяти (Хәтер көне) для татар.

Для татарской общественности этот октябрь станет, пожалуй, самым драматичным за последние годы, если, конечно, не считать октября 2017-го, когда в РТ бушевал "языковой кризис", завершившийся отменой обязательных уроков татарского в школах республики.

Хәтер көне, ныне состоявшийся-таки в 31-й раз, в этом году пытались запретить. Причём, пытались очень сильно.

Напомню, впервые эта акция прошла в октябре 1989 года, и тогда точно так же власти в лице Бауманского райкома, а затем и обкома партии, попытались надавить на её организаторов (коим тогда выступил новообразованный Всесоюзный Татарский общественный центр). Тогда это колоссальное давление закончилось тем, что ТОЦ официально не стал призывать к участию, но в реальности татарское национальное движение, проявив свою волю, пошло до конца, и акция была-таки проведена.

Your browser doesn’t support HTML5

Хәтер көне: 1990-2020

У каждого народа, обладающего сильным самосознанием, имевшем когда-либо свою собственную государственность, но потерявшем её в силу ряда причин, всегда есть свои трагические даты


Тогда в 1989 году в Дне памяти, прошедшем около башни Сююмбике, участвовало около 500 человек.

В дальнейшем и формат мероприятия, и количество его участников расширялся. В начале 90-х в акции принимали участие несколько тысяч (а иногда и десятки тысяч) человек, которые после митинга на площади Свободы шли манифестацией до Казанского Кремля, а именно до символа татарского народа — башни Сююмбике — где она заканчивалась коллективным молением в честь погибших защитников Казани.

День памяти как неудобную акцию стали зажимать постепенно. Сначала пытались ограничить, намеренно маргинализируя саму идею, не давая о ней никакой информации. Но, видимо, этого было мало и память о захвате столицы Казанского ханства попытались вытравливать уже более прямо и грубо.

Впервые шествие запретили в 2013 году, и организаторы были вынуждены провести Хәтер көне в формате обыкновенного митинга. Затем и место проведения митинга выводили в неудобное место — парк имени Карима Тинчурина. Но в этом году решили пойти дальше и попытались запретить вообще какое-либо мероприятие по абсолютно выдуманному предлогу: мол, на акции могут прозвучать выступления на "запретные темы".

Почему для татар важна именно эта дата и события, последовавшие за ней? У каждого народа, обладающего сильным самосознанием, имевшем когда-либо свою собственную государственность, но потерявшем её в силу ряда причин, всегда есть свои трагические даты. Для евреев это Холокост и еврейские погромы начала XX века, для армян — трагические события 1915 года, для шотландцев — истребление шотландских родов и их великие битвы с Англией. У индусов важной является их история восстания против английского владычества. И таких примеров можно привести десятки. Трагические моменты в истории — это некие "точки сборки" нации, коллективная память, которая напоминает о единстве всего народа, об общей истории. Ну, и конечно же это поминание того, что из истории кое-какие уроки всё же надо извлекать. Временной промежуток здесь абсолютно неважен.

Впервые шествие запретили в 2013 году


Вот и у татар события 1552 года играли ровно такую же роль на протяжении долгих столетий. Даже русские этнографы отмечали, что отличительной чертой татар является их сильная память о собственной государственности. Это событие — не только потеря государственности, но и массовое истребление татарского населения. По самым скромным подсчетам, при захвате Казани и в последующие годы освободительной войны погибло около 1\4 всего татарского населения Казанского ханства. Маленький пример: на исходе войны в конце 1550-х годов, не только в Казани, но и вокруг нее в радиусе 50 км не осталось ни одного татарского населенного пункта. Население либо погибло, либо было уведено в плен.

Даже в священном для всех татар-мусульман городе Болгар татарское население вновь появилось лишь после революции 1917-го


В дальнейшем — в период насильственной христианизации — местное население депортировалось с территории вблизи крупных рек и дорог. Даже в священном для всех татар-мусульман городе Болгар татарское население вновь появилось лишь после революции 1917-го. Фактически татары и в 1552 году, и в последующие годы стояли перед выбором: бороться за свое будущее и выстоять, либо быть уничтоженными физически и морально. Смотря на современное положение крымских татар и близких к нам ногайцев (которые в XVI веке имели самое многочисленное население и военные силы среди всех татарских государств), мы должны осознавать смысл жертв. Поэтому те события середины XVI века — это не просто какие-то банальные феодальные "разборки", как пытаются представить себе некоторые... Это была самая настоящая завоевательная война с соответствующими последствиями для народов бывшего Казанского ханства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чтобы помнили марийцев как защитников Казани"

Но значит ли, что теперь татары, отмечая День памяти, пытаются предъявить некий "счет" нынешнему русскому населению города? Вовсе нет. Точно так же как всемерное празднование 9 мая не несет в себе цель вызывать ненависть между немцами и другими народами Европы. Мы давно перескочили такие чувства.

Да, сейчас делают всё возможное, чтобы маргинализировать Хәтер көне, пытаются показать День памяти как некое непотребство, как некое желание вызвать ненависть между народами. Это всё вранье и попытка создать проблему на пустом месте. Хәтер көне — это наша память, память народов Урало-Поволжья. Это дань памяти и уважения нашим предкам, боровшимся до конца за родную землю, веру, государство. И всем, что мы сегодня имеем, тем, что существуем обязаны, именно им.

Так почему мы не можем это сделать? Чего здесь крамольного? Ответ — ничего. Это наше конституционное и общегражданское право.

Хәтер көне 2020. В Казани почтили память защитников Казани в 1552 году

Наоборот, попытка запрета — это психологическое давление, попытка сломать народное сознание. То, что мы в этом году смогли отвоевать право на поминание своих предков — наша, пускай, и маленькая, едва видимая чужому взгляду, но всё же победа. Неважно, сколько народу пришло. Это не имеет ровно никакого значения. Вообще, глупо и лицмемерно говорить о численности в эпоху закручивания гаек. Даже если придет несколько человек, День памяти должен пройти — несмотря ни на что. Никакие флешмобы, интернет-варианты или круглые столы не заменят уличного действа. Поэтому не нужно слушать разного рода "диванных критиков", умеющих учить тому, "как надо и как не надо".

Your browser doesn’t support HTML5

В Казани вспомнили защитников города в 1552 году

Если мы один раз добровольно под разными предлогами откажемся от этого и прервем традицию, вновь возродить ее будет практически невозможно. Та нация, которая не находит в себе сил и желания помнить о героических и трагических событиях, обречена на вымирание и постепенную деградацию. Никакие песни и пляски и "позитивные акции" не спасут.

Your browser doesn’t support HTML5

В Казани вспомнили завоевателей города в 1552 году

День памяти — это дань уважения нашим предкам, положившим свои жизни на алтарь физического выживания татарского народа. Попытки переосмыслить уроки прошлого. Попытка сохранить память для будущих потомков. Приписывать этому какие-то лишние смыслы, которых здесь нет — верх лицемерия.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.