Муслюмово уже отдали..? Почему Татарстан сдаёт назад в "переписной войне"

Глава Всемирного Курултая башкир Эльвира Аиткулова

Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин — о башкиро-татарских отношениях и ожиданиях от переписи.

Глава Всемирного Курултая башкир Эльвира Аиткулова заявила, что Муслюмовский район Татарстана — это земля башкир

В начале июля на 11-м Всероссийском сельском Сабантуе, проходившем в Муслюмовском районе Татарстана, произошел малозначительный, на первый взгляд, инцидент. Крупные СМИ его не заметили. В частности, это было связано с выступлением председателя президиума Всемирного курултая башкир Эльвиры Аиткуловой. Слова Аиткуловой процитировал лишь телеграм-канал "Шалтай бабай", а с историко-научной точки зрения разбор речи провело лишь издание "KazanFirst". Тем не менее, слова Аиткуловой оставили в Татарстане серьёзный осадок, и, по информации моих источников, высказыванием были недовольны в татарстанских верхах. Оно и понятно: ведь эта речь нарушила негласные чиновничьи традиции о речах на "дружеских встречах", на которых принято лишь говорить приятные друг другу слова.

НЕ ЕДИНИЧНЫЙ ИНЦИДЕНТ

И почему я обратился к этому вопросу именно сейчас, спросите вы? Дело в том, что только по прошествии некоторого времени для интересантов становится понятным, что это был вовсе не единичный и из ряда вон выходящий инцидент. На деле это было следствие того разнобоя, отсутствия какой-либо стратегии Татарстана не только в рамках предпереписной кампании, а шире — стратегии работы по отношению к башкирской стороне. И лишним подтверждением этого стала новость об отмене уфимских гастролей театра имени Г.Камала (театр имени Камала перенес гастроли в Уфе на ноябрь). Т.е. все рассуждения о том, что, ну, теперь-то мы все договорились и теперь будет "мир, дружба, жвачка", что опять (уже в которой раз) началось "потепление" — оказались пустым фейком. Ровно как и пустые вояжи редакции информационного проекта "Милиард.Татар", которые маскировались под некую "дипломатию".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарстан утвердил стандарты проведения Сабантуя
Муслюмовский район важен для Башкортостана. Здесь жили наши башкиры. Муслюмовский район — земля наших родов Иректе и Кара-Табын.

На этом Всероссийском сельском Сабантуе заместитель председателя парламента Башкортостана и глава Всемирного Курултая башкир Эльвира Аиткулова заявила, что Муслюмовский район Татарстана — это земля башкир.

— Муслюмовский район важен для Башкортостана. Здесь жили наши башкиры. Муслюмовский район — земля наших родов Иректе и Кара-Табын, — заявила она.

Более того, на Муслюмовский сабантуй она прибыла вместе с одним из представителей группы башкирских "этномиссионеров" (опекаемых вице-премьером Азатом Бадрановым) Радиком Бахтиевым, ко всему прочему являющимся штатным, т.е. сидящим на зарплате, работником Курултая башкир. Приехал также и Бахтигарей Арманшин, пенсионер, которого башкирские власти, посадив в кресло директора музея Гали Чокорыя, позиционируют как "правильного татышлинского башкира" для пропаганды среди его земляков. Понятно, что это весьма "толстый" намек на то, что "от своих намерений по башкиризации татар мы не откажемся и плевать мы хотели на все ваши татарские попытки "подружиться". Примерно такая логика сидит в головах этих людей, что они открыто и продемонстрировали.

Нелишним будет напомнить, что госпожа Аиткулова в этом году удачно пристроилась на проходное место в списке "Единой России" и собирается восседать в Государственной Думе.

ТАТАРСТАН ДЕЛАЕТ ВИД, ЧТО НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕ ПРОИСХОДИТ

Идеологи и чиновники Башкортостана убеждают, что сабантуи икских районов — "это нарушение границ РБ"

Как разительно это отличается от тактики официальной татарской стороны — как говорится, почувствуйте разницу. Башкирская сторона не стесняется публично оказывать поддержку своим штатным пропагандистам, дарить им многомиллионные гранты, награды, таскает их повсюду с собой, открыто пропагандирует их идеи и даже реализует их на практике. В это же время татарстанская сторона тщательно ретуширует и скрывает даже свои вполне безобидные действия. К примеру, тот же самый Муслюмовский Сабантуй прошел под эгидой Всероссийского Сельского Сабантуя, хотя должен был пройти в рамках ежегодно проводимого сабантуя "районов бассейна реки Ик". Это тоже было негласной уступкой башкирской стороне, т.к. их идеологи и чиновники убеждают, что сабантуи икских районов — "это нарушение границ РБ". Звучит бредово, но многие в Башкортостане, как, к примеру, та же самая госпожа Аиткулова, делают вид (а может это и действительно так), что верят в это. Т.е. Татарстан намеренно пошел на поводу башкирских чиновников, но те им отплатили смачным плевком. И это весьма заслуженный плевок. Плевок за малодушие, готовность всегда и при любой ситуации идти на уступки, делать вид, что ничего плохого не происходит.

Важно отметить что вся мифология о якобы "башкирскости рода Иректе", ответвления племени Табын идет от книги просветителя XIX века Гали Чокорыя, которого, коверкая всё на башкирский язык, искаженно называют Гали Сокорой (хотя он не называл так сам себя, да и в других источниках того времени он такого имени не носит). Т.е. вся доказательная база того, что жители нынешнего Татышлинского района Башкортостана или Муслюмовского района Татарстана — это башкиры, основана на одних лишь легендарных сообщениях автора, жившего во второй половине XIX века. Разумеется, других письменных источников, доказывающих данный тезис, не имеется.

Племя Табын вышло из района Алтая, кочевало на территории нынешней западной Сибири и являлось ударной силой армии Сибирского ханства. Т.е. по сути, если говорить современным языком, они были сибирскими татарами.

Более того, не лишним, думаю, будет отметить, что нынешние жители этих территорий естественно не относят себя к представителям башкирского народа — кроме, разумеется, подневольных бюджетников и подпевал на зарплате вроде Бахтигарея Арманшина, что, в принципе, характерно для всей территории 22-х районов, которую "окучивает" государственная пропаганда. А вот не по легендарным, а по достоверным письменным источникам средневековья, напротив, известно, что племя Табын вышло из района Алтая, кочевало на территории нынешней западной Сибири и являлось ударной силой армии Сибирского ханства. Т.е. по сути, если говорить современным языком, они были сибирскими татарами. И часть этой группы (как раз тех, на кого и претендуют башкиризаторы) в XV веке переселилась на территорию Казанского ханства. Разумеется, никаких сведений об их башкирском самосознании в те времена не существует. А оставшаяся их часть продолжала кочевать, до тех пор, пока в самом начале XVII века — после разгрома Сибирского ханства — часть, которая в это время находилась на Урале, не была включена в состав башкирского сословия, превратившись в башкир, а их соплеменники, оставшиеся в Сибири, стали частью субэтнической группы татарского народа — сибирских татар.

ПОЧЕМУ ВСЁ ЭТО ПРОИСХОДИТ

Причин тут несколько. С одной стороны, это устоявшаяся привычка Татарстана постоянно (под давлением Москвы, кстати говоря) идти на "примирение", жертвуя собственными татарскими интересами. Хотя, казалось бы, зачем татарам мириться, ведь это не мы начали всю эту историю, и что такого мог сделать Татарстан, чтобы навредить "братским отношениям", о чем неустанно вещают чиновники?

Федералам выгодна нынешняя ситуация, когда башкирские власти давят, а Татарстан отмалчивается

Единственное, что изменилось, так это то, что татарская национальная общественность как никогда едина в том, чтобы отныне не продолжать прежнюю тактику пускать всё на самотек и потакать во всем башкирcкой стороне. Это, пожалуй, самое главное, что удалось добиться татарскому сообществу в этом "переписном конфликте". А вот влиятельная часть чиновничьего аппарата в РТ продолжает прежний капитулянтский курс. Однако происходит это отнюдь не только по старой "привычке" — в Татарстане определенная группа среди чиновников идет на эту линию под жесточайшим давлением Москвы. Федералам выгодна нынешняя ситуация, когда башкирские власти давят, а Татарстан отмалчивается. Им выгодна имитация примирения. Потому как имитация примирения, не решающая коренным образом всех вопросов, с одной стороны, ведет к тому, что проблема будет хронической — а значит, противостояние не ослабнет. А с другой стороны, и это самое важное, не позволит татарам собраться с силами.

ЛУЧШЕ НЕ БУДЕТ. НУЖНА СТРАТЕГИЯ

Татарстану нужна стратегия работы, но, прежде всего, нужна воля в стремлении отстаивать свои интересы. Вместо этого мы пока видим бесконечные братания и пустые хождения туда-сюда. Это не вопрос радикализма или умеренности, примирения или продолжения противостояния. Это вопрос здравого смысла и эффективности. После октября нынешнего года, когда пройдет сама перепись, никакого автоматического улучшения не будет, потому как маховик башкиризации и попыток окончательного решения татарского вопроса в РБ никуда не денется, а только продолжится: нынешняя стратегия башкирской стороны выверена и отражена в ее госпрограммах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Две стратегии: о современном состоянии татарского и башкирского проектов
Есть конкретный документ, одобренный хабировской администрацией, под названием "Стратегия развития башкирского народа". Там черным по белому написано, что ожидает всех дальше...

Говоря о стратегии, нельзя не упомянуть, что свою отрицательную роль в нынешней ситуации сыграл и продолжает играть тот факт, что, к сожалению, должным образом не заработал филиал Конгресса татар, на который у татарской общественности возлагались серьезные надежды.

В этой связи весьма показательно, какие ответы дал руководитель этого филиала Альфред Давлетшин в интервью агентству "Татар-информ". В частности, представитель ВКТ утверждал, что в Башкортостане нынче всё в полном ажуре. На татар никакого давления не оказывается и, более того, татары никак свою позицию в вопросе переписной кампании проявлять не должны: нужно всецело отдаться в руки башкирских чиновников. Поэтому и неудивительно, что он повторял старую байку о том, что с переписью все проблемы закончатся, и потому не надо будоражить эти вопросы. Якобы нет никакой проблемы с продвижением башкирскими властями так называемого "северо-западного диалекта башкирского языка". Якобы всё прекрасно!.. Ну, а где здесь отстаивание татарских интересов, спросите вы? А их тут нет. Нет и никакой работы непосредственно с самими татарским организациями в РБ. А вот полная дискредитация самого Всемирного конгресса татар, который, конечно, не может быть заинтересован в такой профанации, налицо.

Видимо, поэтому Альфред Давлетшин на Муслюмовском Сабантуе не вылезал из юрты, предоставленной башкирской стороне...

После октября 2021-го (т.е. после переписи) ничего не закончится. Никто среди башкирской бюрократии не собирается сдавать назад под влиянием миролюбивых стремлений татарской стороны. Наоборот, Уфа будет давить дальше. С переписью это не закончится. Есть конкретный документ, одобренный хабировской администрацией, под названием "Стратегия развития башкирского народа". Там черным по белому написано, что ожидает всех дальше: будет дан еще больший толчок политике "башкиризации". А значит, положение татар в РБ еще сильнее осложнится.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.