Башкиризация татар, потеря языка башкирами, мордвинизация эрзян и мокшан и русификация

Татарин и башкир в национальных костюмах. Иллюстративное фото

Убыль татар в России и Башкортостане, цифры по эрзянам и мокшанам, демографическая стабильность башкир в Башкортостане и стремительная потеря национальных языков. "Idel.Реалии" пообщались с эрзянскими, мокшанскими, татарскими и башкирскими активистами, а также с экспертами о результатах последней переписи в России, а конкретно — об изменениях этнического состава населения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Комитет мокшан в эмиграции заявил о желании объединиться с Эрзянским национальным движением в борьбе за независимость

По результатам Всероссийской переписи 2021 года, в России насчитывалось свыше 484 тысяч человек, которые идентифицировали себя как "мордва". В 2010 году их количество было 744 тысяч человек. При этом более 220 тысяч из них в новой переписи заявили, что владеют "мордовским" языком. В 2010 году число таковых было 392 тысяч человек. Из них почти 20 тыс. человек сообщили, что их родной — мокшанский (в 2010 году таковых было всего 2 тыс.), а эрзянским — свыше 40 тыс. (в 2010 году их насчитывалось около 39 тыс.).

ЭРЗЯНСКИЙ КЕЙС

Эрзянские общественники неоднократно сетовали на то, что российская власть стремится создать общемордовскую идентичность, чтобы, как они считают, ассимилировать эрзян и мокшан в "плавильном котле".

Главный старейшина эрзянского народа Сыресь Болеянь призывает не верить цифрам последней переписи. У него есть свое объяснение этому.

— Не вижу смысла обсуждать цифры. Им нельзя верить по двум причинам. Первая: система, в своём стремлении покончить с коренными народами, сознательно занижает количество аборигенов. Московские традиции оправдания своих преступлений в процессе "эволюции" не сильно изменились. От "на нет и суда нет" до "нет тела — нет дела". Вторая, обусловлена началом коллапса российской государственной системы управления. Она уже не в состоянии провести организовано ни мобилизации, ни переписи. Зачастую перепись проводилась чиновником "лёгким движением руки", не выходя из кабинета, — делится он.

При этом общественник отмечает, что тенденция представлена вполне реальная. Он убежден, что ассимиляционные процессы идут.

— В 2013 году один из агентов влияния власти выразился: "Если мы — эрзя, шокша, мокша, то наше сообщество — мордва. Если государственный язык нашей страны русский, то мы — русские", — цитирует он неназванного провластного активиста, пытаясь показать направление мысли власти.

Однако Болеянь считает, что логика ассимиляционной политики России немного иная.

— По моему, алгоритм выглядит иначе: вчера эрзя, сегодня мордвин, завтра русский, послезавтра — никто. Отказываясь от своей этничной идентичности, мы теряем своё национальное "Я" и не приобретаем ничего. Поэтому за "русский" следует "никто". События последних лет — яркое тому подтверждение, — заявляет он.

По словам эрзянского инязора, в России появляется проблема и с русской идентичностью. Многие ранее ассимилированные представители коренных народов сейчас предпочитают возвращаться к корням.

— Мы уже видим, как скорлупа русскости раскалывается. Ресурс себя исчерпал. Его дискредитация заставит, уже заставляет, возвращаться "домой" миллионы граждан РФ. Это видно сегодня по возрастающему интересу молодёжи к своим корням. Школьники, студенты начинают увлекаться эрзянскими делами. Да, большинство из них не говорит на родном, но уже считает себя эрзянами. И процесс этот будет ускоряться по мере приближения конца системы, — утверждает эрзянский главный старейшина.

Несмотря на негативные процессы, на которые он сетует, Болеянь оптимистично смотрит на будущее эрзян.

— Не отчаиваемся. Работаем. Этнических эрзян в мире, по разным оценкам, более миллиона, на Эрзя Мастор наберётся! — заключает он.

МОКШАНСКИЙ КЕЙС

Комитет представителей народа мокша (в эмиграции) также считает опубликованные данные переписи-2021 в целом неправдоподобными.

— Потому что, по нашей информации из РФ, в той же Мордовии и Пензенской области опросили далеко не всех и во время сбора данных были многочисленные нарушения, когда сотрудники муниципального управления вносили данные из разных старых баз. То есть, вероятность "мёртвых душ" для статистической погрешности имеется, — утверждают в организации.

Мокшанские активисты сравнивают перепись с выборами президента путинской России. Последние подвергались жесткой критике как со стороны оппозиции, так и международного сообщества.

— По нашему мнению, перепись проводилась так же качественно, как и "выборы" при путинском режиме. Когда у нас будет власть (подчеркну: когда мы возьмём власть в Мокшень Мастор в свои руки, а не если), мы будем проводить свою собственную перепись с учётом каждого жителя и его национальности и при иностранных наблюдателях, — отмечают там.

В мокшанской структуре также объясняют то, почему так мало представителей мордовских народов назвали себя мокшанами, а свой язык — мокшанским.

— Проблема не в том, что мало людей называют себя мокшанами или эрзянами, а в том, что опрашивают не всех. Если бы данные были сами по себе правдоподобными, то мы могли бы предположить, что всё записанное — верно. Та же "мордва" (не весть кто на самом деле: ни эрзя и не мокша), и она демографически не досчиталась более 250 тысяч представителей, которые за последние 11 лет скорее всего обрусели. Но в то же время мы уверены, что количество этнических мокшан в мире точно более миллиона, в диаспоре проживает не меньше чем в РФ, — считают в Комитете.

Между тем в ходе последних двух переписей наблюдался резкий рост людей, которые мокшанский назвали родным. Их количество увеличилось от двух до двадцати тысяч человек.

— Так совпало, что опрос проводился в местах, где живут больше мокшан. Хотя, могла иметь место статистическая ошибка. То есть в предыдущую перепись намеренно внесли заниженные данные с расчётом на то, что мокшане мордвинизируются или русифицируются. Но, как видим, всё вышло не по-кремлёвски и численность возросла, — отмечают в общественной структуре.

Там также выражают надежду на то, что на самом деле в среде записавшихся "мордвинами" мокшане составляют хотя бы половину.

Комитет планирует вести работу по объединению мокшан по всему миру, то есть формировать движение в диаспоре и атомизированные ячейки в РФ.

— Цели и задачи амбициозные, осталось донести слово до соплеменников, многие из которых зомбированы российской пропагандой. Наш народ один из тех, кто наиболее пострадал от ассимиляции и русификации, сейчас напрочь отсутсвует национальное самосознание, хотя молодёжь начинает активно интересоваться своими корнями, — сетуют в эмигрантской организации.

Мокшанские активисты призывают и другие этнические группы России выражать недоверие ко Всероссийской переписи-2021.

— Мы должны заявить о собственном подсчёте и оглашении примерного количества уроженцев своих земель, — подытоживают в Комитете.

БАШКИРСКИЙ КЕЙС

Мокшане и эрзяне не единственные, кто выразил сомнение в достоверности результатов переписи.

По новой переписи, национальный состав Башкортостана выглядит следующим образом: 4,09 млн человек в республике приняли участие в переписи, из них 4,02 млн указали этническую идентичность. Из них: русских 1,5 млн человек (в 2010 году их было 1,4 млн человек), башкир 1,27 млн человек (в 2010 году их было 1,17 млн человек), татар 974,5 тыс. человек (в 2010 году их было около 1 млн человек).

Башкирский активист Ишмурат Хайбуллин признает, что говорящих на башкирском стало меньше.

— Действительно, башкир, реально говорящих на башкирском — мало. Но вот в цифрах не могу сказать, — говорит он.

Демограф и независимый эксперт Алексей Ракша утверждает, что в ходе последней переписи численность башкир была завышена "ещё сильнее".

— В основном, в Башкортостане — за счёт татар, — объясняет он. Демограф отмечает, что пришел к такому выводу, проанализировав "динамику изменения численности национальностей".

Хайбуллин на вопрос о том, были ли татары в Башкортостане учтены как башкиры, вспоминает историю.

— В разные времена башкир переписывали татарами, а татар — башкирами. Это факт хотя бы из того, что можно вспомнить из тех случаев, когда раньше на паспортах была графа национальность. А вот в каких масштабах это было, точно не знаю. Количественно не анализировал, — заключает он.

Как известно, последняя перепись также выявила, что русских в стране становится все меньше. Но русские в Башкортостане продемонстрировали рост. Демограф Ракша считает, что рост русских в этой республике объясняется ассимиляцией других.

Колумнист Харун Сидоров недавно также оценивал ситуацию с ростом русских в РБ. В Башкортостане рост численности русских совпал с падением численности финно-угорских и православно-тюркского народов: "мордвы" было 20 300 человек, а стало 10 970; удмуртов было 21 477 человек, а стало 17 149; марийцев было 103 658 человек, а стало 84 988; чувашей было 107 450 человек, а стало 79 950.

ТАТАРСКИЙ КЕЙС

В Татарстане ситуация с татарами более или менее стабильная. Здесь татар хоть и стало меньше, но незначительно. При этом их доля в населении республики выросла.

Из 4 млн, принявших участие в переписи, 3.9 млн человек указали этническую идентичность. Из них: татар 2 млн (в 2010 году их было 2,01 млн человек), русских 1,57 млн (в 2010 году было 1,5 млн человек), чувашей 90,4 тыс. человек (в 2010 году было 116 тыс. человек), марийцев 15,6 тыс. человек (в 2010 году их было 18 тыс. человек), башкир 11 тыс. человек (в 2010 году их было 13 тыс. человек). Здесь тоже рост количества русских совпал с уменьшением немусульманских народов.

В России цифры по татарам неутешительные — их стало меньше почти на 600 тыс. Отмечена также большая разница между количеством татар и числом татароязычных (свыше миллиона человек не в пользу татароязычных).

Татарская активистка и журналистка Лейла Латыпова не удивлена таким данным.

— Думаю, что это вполне ожидаемые данные, учитывая целенаправленную кремлевскую политику по истреблению родных языков нерусских народов проживающих в России. В частности, это можно назвать первым результатом языкового закона 2017 года, хотя, исходя из личного опыта, я могу с уверенностью сказать, что на практике политика русификации татар через систему образования началась намного раньше 2017 года, — говорит активистка.

Она пессимистично оценивает то, как ситуация будет развиваться.

— Боюсь, что число татароязычных продолжит уменьшаться стремительно, если политика Казани в этом плане не изменится. Хотя интерес к изучению татарского явно вырос с момента начала войны в Украине, этот интерес пока подогревается только усилиями активистов и без целенаправленной государственной политики добиться прорыва в этой сфере будет практически невозможно, — полагает она.

Между тем Латыпова затрудняется ответить на вопрос в адекватности цифр, которые продемонстрировали убыль татар в РФ на 11%.

— На мой взгляд, очень сложно оценить адекватность этой цифры учитывая, опять-таки, проблему целенаправленной политики русификации. "Титульность" русской нации ведь теперь почти что закреплена на законодательном уровне, и, в желании приобщиться к "великому", многие дети от смешанных браков, да и некоторые чистокровные татары идентифицируют себя как русские. Я уверена, что нас, на самом деле, намного больше и мы, активисты, будем активно работать, чтобы эту татарскую идентичность пробудить в каждом, — делится Латыпова.

Активистка хотя и считает проблему потери языка существенной, но отказывается понимать позицию некоторых активистов, которые списывают не владеющих родным из списка татар.

— Я здесь особенно хочу заметить, что я в корне не согласна с некоторыми активистами, которые "татарскость" определяют исключительно владением татарским языком. То, что русский стал для многих из нас "родным" — это естественное последствие колонизации, этот факт нужно принять и не отталкивать татар, которые делают первые шаги к осознанию своей идентичности. Нужно, напротив, прилагать все усилия, чтобы поддерживать таких людей и взращивать интерес к изучению татарского, предлагать новые возможности для этого, — подытоживает Латыпова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.