Народный артист Татарстана, прославившийся исполнением татарских народных песен, Георгий Ибушев, не считает себя татарином, а утверждает, что он является потомком язычников, живших рядом с татарами в VI веке. Он признался в этом во время презентации фильма "Божий народ – кряшены". В картине продолжительностью не более часа татарский народ не упоминается ни разу. Напротив, рефреном повторяется мысль о том, что татары на протяжении многих веков мешают кряшенам исповедывать православие.
Перед показом своей картины режиссер Наталья Гудылина, широко известная в православных кругах, поприветствовала собравшихся. В своей вступительной речи она говорила о том, как любит крещёных татар и тепло к ним относится.
В официальной науке считается, что кряшены являются этноконфессиональной группой в составе татарского народа. Однако в фильме о татарах не было сказано ни слова. Священник Дмитрий Сызов в этой картине заявляет, что "под влиянием татарской идеологии кряшенам сложно сохранять свою религию". Крещёные татары в картине "Божий народ – кряшены" представлены в качестве защитников православной веры.
В съёмках фильма также принял участие и протоиерей Павел Павлов –благочинный кряшенских приходов Казанской епархии. "Кряшены не имеют статуса как народа. Ну и получается, если нет народа, значит, нет и языка. Нет и проблем. Кроме как храму и Христу мы никому не нужны-то больше. Поэтому нам надо хранить свою веру. Некуда больше идти как кроме церкви. У них же сейчас ни школы, ни театров своих. Куда? Только храм и есть. Поэтому они и хранят это. Это как бы единственное, что еще можно сохранить в этих условиях", – заявил он.
Кроме того, в фильме отдельное внимание уделено деятельности кряшенской молодежи. После показа началась дискуссия.
Ну, мы не любим говорить о том, что мы крещёные
Народная артистка Татарстана, оперная певица Галина Казанцева попросила авторов в случае продолжения съёмок не называть кряшен крещёными. "Ну, мы не любим говорить о том, что мы крещёные. У нас ведь ученые тоже есть. Слово "керечины" - оно было слишком давно, витало здесь. Такой народ был. И откуда мы, именно кряшены, щас пишемся - ну, потому что сошлось вместе с крещёными. Керечины - был такой народ. Мы себя считаем аборигенами на нашей земле. От нас много всего родилось. От нашего народа много что живёт: и духовного, и художественного, и быт, и фольклорно-этнографическое", – сказала она.
Татьяна Дунаева из Казанского государственного института культуры и искусств называет кряшен тюркским народом, исповедовавшим христианство еще во времена Волжской Булгарии.
Эмиль Шарафиев из отдела по изучению кряшен и нугайбеков Института истории Академии наук Татарстана назвал целый ряд ошибок, допущенных в картине.
"Кряшены появились лишь после того, как татарские ханства были завоёваны русским государством вследствие политики насильственной христианизации местного населения. Их корни относятся к XVI веку. Нет никаких доказательств того, что кряшены как отдельный народ существовали до этого, нет", – заявил он.
Многие зрители в случае продолжения проекта посоветовали отдельно осветить песенную культуру кряшен, которая очень тесно связана с татарской песенной культурой. Режиссер Наталья Гудылина, очень тепло отзывавшаяся о крещёных татарах, отказалась отвечать на вопросы корреспондента радио Азатлык, освещавшего презентацию фильма. А вопросов к московскому режиссеру было много. По чьей идее создавался фильм? Кто его финансировал? Гудылина заявила, что не будет отвечать на такие "провокационные" вопросы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.