Крымскотатарские активисты проводят кампанию в Германии с призывом к Берлину признать депортацию крымских татар Советским Союзом актом геноцида. Почему это важно именно сейчас, когда крымскотатарский народ и историческая территория этого народа оказались под контролем Москвы? Чего могут ожидать крымские татары от заявленных Кремлем шагов по реабилитации, учитывая опыт других депортированных народов в России? Эти и другие вопросы в рамках проекта "Наизнанку" обсуждаем с деколониальной калмыцкой активисткой Марией Очир и крымскотатарским активистом Эльвисом Чолпухом.
— Эльвис, вы ведете кампанию, чтобы власти Германии признали депортацию крымских татар 1944 года актом геноцида. Почему вы считаете, что это был акт геноцида?
Эльвис Чолпух: Если мы рассмотрим понятие "геноцид", то оно означает массовое насилие, направленное против определенной группы по этническому, национальному, конфессиональному или расовому признаку.
Депортация крымцев, крымских татар 1944 года полностью соответствует этому определению. Именно поэтому мы последовательно требуем от мировой общественности признания этого акта актом геноцида.
— Я заметил, что вы использовали через запятую "крымцы" и "крымские татары". Это очень важно?
Эльвис Чолпух: В нашем обществе уже не одно десятилетие ведется дискуссия о том, как правильно называться нашему народу, поэтому я считаю правильным использовать два этнонима, чтобы не обижать ни одну из противоборствующих сторон в нашем обществе.
— Это как-то связано с депортацией, неопределенностью самосознания или самоназвания?
Эльвис Чолпух: Это очень сложный вопрос, это тема для большой отдельной дискуссии, где можно было бы обсудить все моменты и этапы формирования этнонима и этногенеза нашего народа, нашей нации. Я думаю, сейчас не очень необходимо уделять этому время.
— Давайте вернемся к процессу, который вы запустили. Ранее вы говорили, что подали обращение в петиционный комитет Бундестага Германии. После публикации петиции на сайте Бундестага в течение четырех недель вам необходимо собрать 50 тысяч подписей. Сколько подписей уже собрано?
Эльвис Чолпух: Я немного внесу поправки — сроки сбора подписей увеличены, мы можем собирать подписи в течение шести недель, необходимо собрать 30 тысяч подписей. Подписывать петицию могут все желающие: вне зависимости от гражданства и места проживания.
— И сколько уже собрано?
Эльвис Чолпух: На сегодня собрано около 5 000 подписей (интервью записывалось 10 октября — "Idel.Реалии").
11 мая 1944 года Иосиф Сталин подписал постановление "О выселении крымских татар с территории Крыма". В документе крымские татары были названы "пособниками фашистов".
В ходе депортации, начавшейся 18 мая и закончившейся 20 мая, около 200 тысяч крымских татар были депортированы с родины в Центральную Азию, в Свердловскую, Тульскую, Костромскую области, Пермский край, республику Марий Эл.
По данным крымскотатарского национального движения, 46,2% крымских татар погибли от голода и различных болезней в пути, в местах, куда они прибыли, в результате ссылки. Большинство отправленных в изгнание — дети, женщины и старики.
15 ноября 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымских татар и других народов была осуждена и признана незаконной и преступной.
21 апреля 2014 года — после российской аннексии Крыма — президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымскотатарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий в Крыму. Несмотря на это, по мнению ряда международных организаций, после аннексии Крыма усилились репрессии против татарского населения.
— После аннексии Крыма президент России Владимир Путин формально подписал указ о реабилитации крымских татар. Я так понимаю, вы не согласны с тем, что речь идет о реальной реабилитации? Это так?
Эльвис Чолпух: Безусловно. Речи о реальной реабилитации идти не может, поскольку вследствие геноцида 1944 года как нация крымцы, крымские татары лишились своей национальной автономии, численного преимущества и имущества.
Реабилитация и ответственность за несение данного геноцида может заключаться в последовательной политике восстановления национальной автономии, решении вопроса восстановления численного преимущества путем репатриации, поскольку около полумиллиона потомков репрессированных наших соотечественников по сегодняшний день проживают в местах депортации. И, безусловно, это начало процесса компенсаций и возвращения незаконно изъятого имущества.
— А идет ли речь о тех ваших соотечественниках, которые проживают в других странах: например, в Турции? Я имею в виду, что они жили за границей еще до депортации.
Эльвис Чолпух: На данный момент мы говорим, что около полумиллиона наших соотечественников являются потомками репрессированных, то есть потомками депортированных людей, которые по сегодняшний день проживают в местах ссылки, в местах депортации.
— То есть то, что вы перечислили — компенсация, восстановление исторической справедливости — не было реализовано российскими властями, хотя они говорят о реабилитации?
Эльвис Чолпух: То, что происходит на сегодня в оккупированном Крыму, можно охарактеризовать как гибридный геноцид. На бумаге принимаются якобы гуманные законы, но по факту мы не наблюдаем каких-либо действительно реальных шагов, направленных на восстановление коренного народа Крыма в своих правах.
— Задам вопрос про коренной народ Крыма. Недавно мы беседовали с журналистом Олегом Кашиным, который назвал Крым "русской землей". В последнее время подобное мы слышим из уст самых разных людей, в том числе властей. Что вы, крымский татарин, думаете по этому поводу?
Эльвис Чолпух: Это достаточно распространенный нарратив, который популяризировался ещё со времен Российской Империи после ее аннексии Крыма в 1783 году. Этот нарратив активно популяризировался и в советское время, и после 2014 года — он является неким оправданием аннексии Крыма.
Однако для нас — для представителей коренного народа Крыма — данные утверждения являются крайне болезненными. Поскольку именно крымцы, крымские татары являются народом, который исторически сформировался на территории полуострова; в этногенезе крымцев и крымских татар участвовали все народы и племена, некогда населявшие полуостров — это мы наблюдаем в культуре, в диалектах, в изобразительном искусстве. И, опираясь на прочие аргументы, мы можем заявлять, что именно мы — крымцы и крымские татары, наряду с караимами и крымчаками — являемся коренными народами Крыма.
— Я хотел бы продолжить разговор, но уже с Марией. Мария, расскажите, как происходила реабилитация калмыков, которые тоже были депортированы, но чуть раньше крымских татар — в конце декабря 1943 года.
Мария Очир: Прежде, чем рассказывать о самих калмыках, я бы хотела дать общую канву о том, что в сталинское время были депортированы просто массы народа: по разным признакам исчисляется до 12 миллионов. Но среди них есть 14 народов, которые были высланы — именно депортированы по этнической принадлежности, причем тотально: до единого человека, до единого ребенка.
Среди них и калмыки, и крымские татары, и чеченцы (нохчий), и поволжские немцы, корейцы, ингуши, турки-месхетинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, понтийские греки, болгары, крымские рома и курды. В целом это около более двух миллионов человек. Я хотела бы подчеркнуть, что в это время в Калмыкии, например, более 25 тысяч мужчин уже были на фронте, поэтому выселяли практически женщин, стариков и детей. При этом, согласно современным данным, в национальных республиках количество детей достигает 39% в Дагестане, например, в Республике Тыва. У нас в Калмыкии 25%, то есть каждый четвертый — это ребенок.
А в то время семьи были очень многочисленными. Таким образом, я хочу подчеркнуть, что это были не только целые народы — половина из них была дети, потому что мать всегда оставалась с двумя-тремя, а раньше было и пять, и восемь детей. Кроме того, семь народов имели свои национальные республики, то есть была ликвидирована и их государственность. В один день были высланы калмыки — 93 тысячи из республики, потом, в последующее время, из других районов республики депортировали уже постепенно, как бы маленькими порциями. Но, например, чеченцев и ингушей было много — по разным подсчетам, до 650 тысяч человек, так их выселяли целый месяц. Тем не менее всё это было сделано по одному приказу.
А реабилитировали, знаете, по капельке; началом реабилитации у калмыков считается 17 марта 1956 года, когда был принят закон о снятии ограничений в правовом положении калмыков и членов их семей.
— Калмыки давно находятся в России, соответственно, меры по реабилитации принимались гораздо раньше, чем в отношении крымских татар, которые в результате недавней аннексии оказались под контролем Москвы. В этом смысле Эльвис сейчас рассказал, что они недовольны тем, как происходит так называемая реабилитация. А какая ситуация у калмыков? Калмыки довольны тем, что они имеют? Например, у калмыков есть своя автономная республика — в отличие от крымских татар, потому что Крым формально, по версии России, не является национальной республикой крымских татар.
Мария Очир: Да, им не дали, у них не было своей государственности. В 1956 году были сняты только ограничения, то есть не нужно было каждый месяц ходить в комендатуру и отмечаться, было разрешено перемещаться внутри области или республики, внутри которых они жили в ссылке.
— На самом деле, такая унизительная мера. Её можно рассматривать как некую меру по реабилитации?
Мария Очир: Нет, конечно. В этом законе 17 марта 1956 года стояла такая формулировка: статья 1 о снятии ограничений, второй пункт был о том, что этот закон не влечет за собой возвращение имущества, компенсации и право вернуться на историческую родину. Об этом почему-то не помнят калмыки, они всегда помнят эту дату, что наконец-то они почувствовали, что лед тронулся.
Только через год — 9 января — был принят закон об образовании Калмыцкой СССР. Калмыки, конечно, недовольны, это горькая история реабилитации. Выслали за один день, а реабилитировали каплями. Это принципиальный вопрос — не о восстановлении республики, которая была образована в 1935 году, а в 1920 году была восстановлена автономная область Калмыкии, потом в 1935 году она была переведена в республику. Эта республика не была восстановлена, хотя она была ликвидирована антиконституционно, была образована заново как автономная область в составе Ставропольского края с очень большими территориальными потерями.
— Вы можете перейти к 90-м годам, потому что 90-е рассматривают как некий период большей демократичности в России. Как это отразилось на том, что получили калмыки?
Мария Очир: Когда была образована республика, калмыкам разрешили вернуться на родину, но клеймо предателей народа не было снято. И только когда началась перестройка, только когда был избран, как мы полагаем, первый демократический парламент, был поставлен [этот] вопрос. И то шли такие торги, потому что основная часть депутатов Госдумы предлагала, чтобы республики сначала подписали федеративный договор, а потом [уже] принять закон о реабилитации репрессированных и депортированных народов. Но народные депутаты от республик стали оказывать очень сильное сопротивление — и им удалось сделать [так], что сначала закон, а только потом федеративный договор.
— Я изучил, что происходит с численностью калмыков. Согласно последней переписи в России 2020 года, около 180 тысяч человек называют себя калмыками. Количество носителей калмыцкого языка — лишь 107 тысяч человек. Как вам кажется, эти цифры отражают реальное положение дел?
Мария Очир: Да, я думаю, отражает; может быть, свободно говорящих даже чуть поменьше, потому что понимают очень многие, но по-настоящему разговаривать — это другое дело. Это, конечно, следствие депортации.
Я просто хотела закончить, что 26 апреля 1991 года был принят закон о реабилитации калмыков, но до сих пор 3-я статья и 6-я о территориальной реабилитации так и не выполнены.
— Что вы имеете в виду? Вам дали калмыцкую республику, но чего-то недодали?
Мария Очир: Да, конечно. Если бы восстановили республику, если бы был закон о ее восстановлении, то она, конечно, восстановилась бы в тех территориальных границах, какой она была до дня выселения 28 декабря 1943 года.
Но государство сделало так, что в 1958 году они заново образовали республику в составе десяти районов, а два района по побережью Волги и Каспийского моря остались в составе Астраханской области (не путать с Астраханской губернией), которая была образована тем же приказом: то есть пункт 1 был о ликвидации Калмыцкой автономной республики и депортации калмыцкого народа, а пункт 2 был о создании Астраханской области из этих двух районов, ранее принадлежавших Калмыкии.
— Вы говорите, что два района остались частью нынешней соседней области. Это как-то нервирует калмыков?
Мария Очир: В 90-х годах было такое движение, когда очень многие об этом говорили, были проекты, как решить этот вопрос — думали, что сейчас наступила демократия, и должно быть восстановление справедливости.
Конечно, это два наиболее хороших экономических района, республика в экономическом плане страдает, но с течением времени люди оттуда [из Астраханской области] — калмыки, которые раньше жили там — переехали в республику, там теперь живет очень мало калмыков. В начале 90-х годов, когда был президент Кирсан [Илюмжинов], приняли закон, то есть условно было решено объявить мораторий на [этот] вопрос. Таким образом, его просто заморозили, но он, конечно, от этого не перестал существовать.
— Вы говорите о восстановлении республики, но при этом мы смотрим на статистику, она удручающая. Как вы считаете, почему около 70 тысяч калмыков не знают своего родного языка, даже имея свою республику?
Мария Очир: Я еще раз хочу вас поправить, что республика не была восстановлена, она была образована заново. Именно это позволило образовать ее не в той форме, не в тех границах, которые были до выселения.
Дело в том, что так же, как и другие депортированные народы, и калмыкам, и другим народам не разрешали жить большим количеством в одном населенном пункте. То есть в каждом населенном пункте было не более пяти семей — и никакого образования на [родном] языке не было. Кроме того, во время депортации погибло очень много людей, остались сироты, эти дети воспитывались в детских домах. Поэтому, когда народ вернулся из Сибири, очень многие люди не знали своего языка.
— То есть не произошла естественная передача языка из поколения в поколение?
Мария Очир: Да.
— Спасибо. Эльвис, крымских татар, по данным России, чуть больше 250 тысяч человек. Носителей крымскотатарского языка — около 150 тысяч человек. То есть у крымских татар ситуация еще хуже, чем у калмыков. В чем вы видите причину?
Эльвис Чолпух: Безусловно, утрата языка является следствием геноцида и целенаправленной политики российского государства, которая продолжается уже на протяжении последних почти 300 лет. То есть после первой аннексии Крыма Российской Империей 1783 года проводилась целенаправленная политика колонизации Крыма и вытеснения коренного народа.
Отсутствие возможности получения образования и отсутствие документооборота на родном языке, безусловно, неминуемо ведет к исчезновению языка. Поэтому единственным условием сохранения языка я вижу восстановление государственности в виде национальной автономии в составе Украины и ведение документооборота и образования на родном языке. Только таким путем возможно сохранение и возрождение языка и культуры коренного народа Крыма.
— До аннексии Украина гарантировала те меры, о которых вы сейчас говорите?
Эльвис Чолпух: До аннексии Крыма крымские татары находились в состоянии политической борьбы за свои права. На тот момент гарантий с украинской стороны не было, но сегодня мы активно сотрудничаем с украинским правительством, которое гарантирует соблюдение прав коренного народа.
В 2018 году был принят закон о коренных народах Украины; также на сегодняшний день на материковой части Украины мы видим реализацию ряда проектов, направленных на сохранение культуры: в частности, и крымских татар.
— Сейчас в Крыму есть школы, где все предметы преподавались бы на крымскотатарском языке?
Эльвис Чолпух: Очень часто от противников признания депортации геноцидом можно услышать аргументы о том, что именно при России крымскотатарский язык приобрел статус государственного языка.
Но как я уже неоднократно говорил, происходящее после 2014 года в Крыму можно охарактеризовать как гибридный геноцид. Статус языка в Конституции закреплен, но мы можем проанализировать следующую статистику: до 2014 года на территории Крыма существовало около 400 классов с крымскотатарским языком обучения, на 2021 год их число сократилось практически в два раза.
— Мария, у нас есть традиционный вопрос для всех наших гостей: а что после Путина?
Мария Очир: Конечно, нам не стоит тешить себя надеждами, что режим Путина падет очень быстро. Все-таки экономическая мощь сохраняется, поддержка народа — тоже.
Но тем не менее мы не знаем, как получится. Я считаю, что Российская Федерация является преемницей имперской царской России и имперского Советского Союза. Кроме этого, кроме имперского характера федерация во внутренней политике стала диктатурой. Эта имперская федерация практически изжила себя и не подлежит ремонту. Страшно ли это? Нет, не страшно, потому что в 1991 году все поняли, что коммунистический режим точно так же изжил себя — и его абсолютно все дружно, все 15 новообразовавшихся республик отправили на свалку истории.
Поэтому примерно такой же процесс должен произойти и сейчас, если Северная Евразия хочет стать демократичной. Я думаю, не стоит использовать слово "распад", потому что мы как бы повторяем слова Путина, который считает, что это [распад СССР] была крупнейшая геополитическая катастрофа, а "парад суверенитетов" он вообще назвал "эпидемией". Поэтому, мне кажется, это всё несёт такую негативную коннотацию. Лучше это называть "образование, создание новых независимых государств", в том числе русского государства.
Я хочу отметить еще один момент. Надо учесть уроки 1991 года и ни в коем случае не допустить, чтобы одна из этих новых независимых стран стала правопреемницей Российской Федерации. Тогда это была ошибка, что Россия стала правопреемницей Советского Союза. Все членства в международных организациях должны быть ликвидированы вместе с ликвидацией федерации — чтобы все новые независимые государства на равных запрашивали, подавали документы и соответствовали требованиям этих международных организаций.
Все зарубежное имущество (а это огромные здания консульств, посольств, домов культуры практически во всех столицах мира) Российская Федерация получила по наследству от Советского Союза, а Казахстан и другие республики были вынуждены сами искать себе здания и создавать эти посольства. Все зарубежное имущество Российской Федерации должно быть передано Украине в счёт репараций.
Репарации, конечно, должно выплачивать население всех новых независимых государств, потому что все участвовали в войне. Но репарации должны распределяться по количеству взрослого населения. Не надо наказывать будущее поколение.
— Эльвис, тот же вопрос вам.
Эльвис Чолпух: Если рассматривать Путина как некий символ режима и говорить, что будет с миром, с Россией после смены режима, то я, наверное, солидарен со своим визави — мы ожидаем свободы республик в Российской Федерации.
Если идеология Российской Федерации сегодня позволяет называть исконно русскими Кавказ, Поволжье и Сибирь, то неизбежно через несколько лет российские идеологи вспомнят о том, что Киев — мать городов русских, и будут пытаться распространить свою власть и на другие земли. Поэтому, на мой взгляд, исключительно деколонизация России является залогом безопасности в регионе и в мире.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.