Резонансная ситуация вокруг татарского села Белозерье в Мордовии, где местные чиновники угрожают уволить школьных учителей за ношение платков, затрагивает принципиальный для любой страны вопрос: насколько государство способно обеспечить комфортное общежитие разных людей и общин на своей территории.
В истории с запретом платков учителям белозерской школы изначально внимание общественности привлёк не только унизительный по отношению к педагогам тон местной чиновницы. Не только явное вмешательство чиновников в личную жизнь граждан и гарантированное им право на свободу вероисповедания. Не было понимания причин столь неуклонного желания мордовских властей навязать жителям небольшого села порядки, противоречащие их образу жизни. Порядки, которые не затрагивает кого-либо, кроме самих жителей села.
Ни в Конституции, ни в законодательстве нет упоминаний о коллективной ответственности или коллективном наказании целых сёл
В случае, если давление на учителей связано с борьбой с экстремизмом, а именно такая причина читается в хронологии событий в Ромодановском районе республики, – возникает два вопроса.
Во-первых, была ли предоставлена обществу информация о том, что эта проблема остро стоит в Белозерье? Публикация такой информации выглядит тем более необходимой, когда вокруг белозерской истории возник столь широкий общественный резонанс.
Во-вторых, даже если у властей есть информация о подобных проблемах в селе – причём здесь платки в школе? В таком случае давление на учителей может быть только своеобразным асимметричным наказанием всей "проблемной" общины. Но ни в Конституции, ни в законодательстве нет упоминаний о коллективной ответственности или коллективном наказании целых сёл.
Мысль об асимметричном ответе и наказании села возникает постольку, поскольку официальная версия о профилактике экстремизма через запрет на ношение платков учителями-мусульманками не выдерживает критики. Унижение группы людей (а имеющаяся в сети аудиозапись педсовета носит именно такой характер) может лишь вызвать недовольство, чувство несправедливости, но никак не оказать умиротворяющий или профилактический эффект.
Причём подобные действия негативно влияют на всё общество, независимо от того, какая группа подвергается притеснению или оскорблению, а какая его инициирует. Еще один аспект истории с Белозерьем – взаимоотношение государства и особенных общин. Белозерье - это община с определённой спецификой, не обычное татарское село.
В селе 680 дворов, примерно 3500 жителей. Здесь имеются средняя школа, медпункт, дом культуры. В селе рождается от 60 до 80 малышей в год, но детского садика нет. В селе 350 детей дошкольного возраста. Ислам в жизни села занимает важное место. По мнению самих белозерцев, 90% населения села – соблюдающие мусульмане, читающие пятикратный намаз. С 1995 года свадьбы в селе проходят без алкоголя, в магазинах села не продают алкогольные напитки и табачные изделия. Все женщины села без исключения покрывают волосы. В селе восемь мечетей, во всех читается пятикратная молитва, в некоторых проводятся уроки по основам ислама. Справка о селе с фотогалереей здесь.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩИНЫ
В разных странах по-разному государство выстраивает взаимоотношения с особыми общинами. Самый известный пример – амиши в США, которые, к слову, отличаются от окружающего населения и американцев в целом гораздо больше, чем белозерцы от своего окружения.
Правительство США не вмешивается в систему образования амишей, на членов общины не распространяется призыв в армию
Амиши, являющиеся последователями радикально-консервативного направления в протестантизме, имеют крайне специфический образ жизни. Но сотни лет истории доказали, что эти люди хотят так жить, и государство пошло им навстречу. Например, американское правительство не вмешивается в систему образования амишей, на членов общины не распространяется призыв в армию (воевать им запрещают религиозные устои). Более того, поскольку амиши не пользуются услугами социального обеспечения, они были освобождены от соответствующих налогов.
Никаких проблем от такой модели взаимоотношений ни у кого нет: ни у государства, ни у остальных американцев, которым амиши не мешают, ни собственно у амишей, которые живут так, как хотят.
Стремление причесать всех граждан под одну гребёнку имеет мало перспектив, и ни в одной стране этого не получалось. Дальше всех в этом направлении продвинулась, пожалуй, КНДР.
Российская Федерация – огромная многообразная страна, в которой граждане, регионы, общины всегда будут серьёзно отличаться друг от друга
Искусство государственного управления всегда заключалось не в унификации всех граждан (что невозможно), а в создании условий, когда разные граждане, группы, общины сосуществуют вместе – комфортно для себя и окружающих. Ситуация в Белозерье наглядно демонстрирует нам не только первый, "унификационный" подход, но и его неработоспособность – именно об этом свидетельствует широкое недовольство действиями мордовских чиновников в отношении белозерцев, вышедшее далеко за пределы этого села.
Российская Федерация – огромная многообразная страна, в которой граждане, регионы, общины всегда будут серьёзно отличаться друг от друга. Вопрос об обеспечении комфортного сосуществования здесь – не только труднорешаемый, но и принципиально важный. Перманентный конфликт между властями Мордовии и жителями Белозерья (которые, очевидно, никуда не денутся и вряд ли изменят свой образ жизни) –пример того, как к вопросу можно подходить совершенно неэффективно.
Высказанные в рубрике мнения отражают точку зрения автора
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.