12 марта состоится церемония вручения наград Американской киноакадемии "Оскар". Одним из главных номинантов на премию 2023 года является фильм "На Западном фронте без перемен". Колумнист "Idel.Реалии", социолог Искандер Ясавеев пишет о том, как воспринимаются роман Ремарка и его новая экранизация в наши дни.
Фильм "На Западном фронте без перемен" немецкого кинорежиссера Эдварда Бергера и продюсера Даниэля Брюля, сыгравшего одну из ключевых ролей, номинирован на девять наград Американской киноакадемии, включая номинации "лучший фильм" и "лучший иностранный фильм". Работа уже получила семь наград Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) и независимо от решения жюри "Оскара" войдет в число лучших фильмов о войне.
Фильм не является точной экранизацией романа Эриха Марии Ремарка, он снят по его мотивам и представляет собой самостоятельное произведение со своими сюжетными линиями и событиями. Тем ценнее эта работа, ставшая еще одним антивоенным высказыванием в искусстве.
Однако основная идея романа отчетливо передается фильмом: война — это "отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы изобретают оружие, чтобы такое длилось подольше, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать все это".
Фильм "На Западном фронте без перемен" пытается приблизить зрителя к ужасу и абсурду войны — операторской работой, музыкой, звуками, работой художника и гримеров. Фильм создает ужасающее ощущение бега по кругу: возвращения к той же траншее, тому же месту на поле боя, такому же сбору жетонов погибших, которые были в начале. Только люди другие — все солдаты, с действий которых начинался фильм, погибли, а в конце погибают пришедшие им на смену.
Апофеозом бессмысленности войны в фильме — бессмысленности для людей в целом, но не для власти — является эпизод штурма французских позиций и смерти главного героя за несколько минут до наступления мира — окончания Первой мировой войны. Единственным смыслом штурма было удовлетворение амбиций немецкого генерала, отправившего на смерть сотни солдат и расстрелявшего несогласных. Узнаваемо, не правда ли?
Фильм, снятый в 2021 году, вышел на экраны, когда в Европе впервые со времен Второй мировой войны развернулся полномасштабный вооруженный конфликт с применением всех видов оружия, за исключением оружия массового поражения, гибелью десятков тысяч солдат и тысяч мирных граждан, включая детей.
Когда я перечитывал недавно "На Западном фронте без перемен" (1929) с проходившими через всю книгу описаниями смертельных ранений и смерти солдат, я думал: может ли человек, читавший Ремарка, отдать приказ о начале войны или каким-то образом оправдывать такое начало? Могут ли литература и искусство что-то изменить в истории и судьбе человечества? Сам Ремарк, похоже, не верил в это. "Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие вещи!" — думает его герой, Пауль Боймер. Несколько позднее в романе "Возвращение" (1931) Ремарк написал: "Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой".
Представлявшееся многим из нас немыслимым и не могущим повториться происходит сейчас. Словно бы не было двух мировых войн, сотен миллионов погибших, сотен тысяч непогребенных солдат, разрушенных городов и деревень, молчавших ветеранов, надежд "только бы не было войны", ужасов Афганистана и Чечни, книг Льва Толстого, Светланы Алексиевич и Эриха Марии Ремарка.
Номинации и премии британской и американской киноакадемий — повод посмотреть фильм "На Западном фронте без перемен", еще раз прочитать бессмертную книгу Ремарка, ужаснуться повторению безумия и задуматься, почему оно повторяется.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.