Видео, на котором запечатлено скандирование людьми, похожими на скинхедов, лозунга "Россия для русских, Москва для москвичей" на одной из центральных улиц Уфы, хоть и вызвало резонанс у башкортостанского сегмента соцсетей, но все же многими было воспринято как обычное недоразумение. Однако этот инцидент вполне вписывается в канву других явлений подобного рода, свидетельствующих о том, что на фоне "СВО" происходит декоренизация столицы Башкортостана, считает колумнист Харун Сидоров.
Так, у мечети Миловки в пригороде Уфы в последнее время проводят свои военно-спортивные тренировки некие "казаки". Это происходит в Рамадан, когда в мечеть на ифтары (разговение) приходят семьи с детьми, которые вместо атмосферы спокойствия и защищенности наблюдают марширующие или бегающие по соседству колоны людей в форме. У верующих создается впечатление, что им таким образом специально демонстрируют силу и то, кто теперь в доме хозяин. Ведь даже если принять как данность то, что некие "казаки" должны проводить в Уфе свои тренировки или учения, почему бы им это не делать в специальном помещении или на открытом стадионе и зачем это делать у места, в котором собираются уфимские мусульмане? Ответ на этот вопрос кажется прихожанам мечети очевидным — это не просто тренировки, а политическая демонстрация, своего рода столбление территории за собой.
Впрочем, удивляться этому вряд ли стоит. Адепты идей "русского мира" разумно со своей точки зрения действуют по принципу "куй железо, пока горячо". На днях глава Башкортостана Радий Хабиров собирал в центре Уфы отправляющихся на "СВО" членов очередного добровольческого отряда. Хоть он и назван тюркским (изначально арабским) словом "Ватан", но смысл его куда больше соответствует значению этого слова в современном русскоязычном пространстве, ведь преобладают среди таких добровольцев именно носители подобных взглядов. И неудивительно, что получив такое алиби, они потом пытаются перенести демонстрации своих взглядов и силы с официальных мероприятий на неофициальные. Эта тенденция была очевидна еще год назад, когда силы, еще недавно бывшие маргинальными в Башкортостане и не особо скрывающие своей враждебности его существованию как республики, воспользовавшись началом "СВО", под прикрытием ее поддержки стали проводить свои публичные акции.
При этом даже та официозная национальная повестка, которую до всех этих событий, в частности на фоне подготовки к переписи, пытались претворять в жизнь провластные башкирские общественники, явно сошла на нет.
Напротив, как когда-то Радий Хабиров неудачно начал свое "правление" с попыток промышленной разработки символически значимого для башкир шихана Куштау, так и сейчас, по поступающей информации, в Уфе планируется начать строительство православного храма на месте древнего тюркского городища Уфа II (Башкорт). Обнаруженный в ходе археологических раскопок в 1954 году данный объект представляет собой значительную историческую ценность, так как свидетельствует о том, что на месте Уфы в свое время мог находиться развитый для своего времени городской центр. Его культурный слой на отдельных участках достигает до четырех метров, но в случае начала строительных работ все это будет варварски срыто. А в 2022 году уже официально было заявлено, что на месте этого древнего городища собираются строить "Храм Всех Святых".
Интересно, что все это происходит одновременно с тем, как воинствующая "православная" общественность заблокировала строительство мечети в Москве, обосновав это именно тем, что рядом с местом ее предполагавшейся постройки находится озеро, объявленное "святым", что с точки зрения канонического православия выглядит весьма неочевидно. А вот в Уфе на месте ценнейшего археологического объекта и древнего тюркского городища православный храм, видимо, строить можно — вполне логичные двойные стандарты для "русского мира".
Показательно и то, что на этом фоне в другой республике — Тыве происходят совсем иные процессы. Большой резонанс в медиа-среде вызвала новость о том, что в Тыве были коренизированы и дерусифицированы названия 104 сел, которые стали выглядеть согласно правилам этнической топонимики: Бижиктиг-Хай вместе Бижиктиг-Хайский, Арыскан вместо Арысканский, Хову-Аксы вместо Хову-Аксынский и т.д. И такая разница тоже понятна — несмотря на свое колониальное положение внутри "Российской Федерации" Тыва в куда большей степени соответствует статусу "национальной республики", чем Башкортостан.
Еще недавно, во время событий на Куштау, именно сильное низовое башкирское национальное движение заставляло власть идти на попятную в вопросах, чувствительных для коренного населения. С оглядкой на него же местная власть не позволяла поднимать голову различным "русскомирным" деятелям, мечтающим о воссоздании Уфимской губернии вместо Башкортостана. Сейчас, когда это движение практически нейтрализовано, на улицах Уфы себя все увереннее чувствуют совсем другие силы, формируя в ней атмосферу не республиканской столицы, а губернского города.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.