Ссылки для упрощенного доступа

"Муфтий Святой Руси". Эксперты объяснили, почему Талгат Таджуддин разжигает войну против Украины


Глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин на встрече с президентом России в Москве, 21 марта 2017 года.
Глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин на встрече с президентом России в Москве, 21 марта 2017 года.

Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин — один из старейших и скандально известных мусульманских деятелей РФ. За свою долгую духовную карьеру Таджуддин отметился многочисленными эпатажными заявлениями. Так, он утверждал, что "мужчина, у которого одна жена, на 75% холостой". Таджуддин не ограничивался социальными темами, вовлекаясь в политические споры. В 2003 году на митинге "Единой России" в Уфе он от лица России объявлял Вашингтону джихад. Некоторые его действия и вовсе напоминали православные обряды — в августе 2015 года Таджуддин по приглашению телеканала "Вся Уфа" пришел в студию и при помощи чайного пакетика окропил водой помещения редакции, пожелав, "чтоб хорошие передачи были, чтоб шайтан не вошел". В "списке 6000", составленном Фондом борьбы с коррупцией, муфтий характеризуется как "продажный лидер общественного мнения". "Idel.Реалии" изучили деятельность духовника.

Данный материал — четвертый из цикла статей, в которых "Idel.Реалии" рассказывают о представителях духовенства, которые словом и делом поддерживают войну, обосновывая ее религией.


Добрый старик Хоттабыч

Талгат Таджуддин — постоянный гость мероприятий и приемов, инициируемых высшими должностными лицами России — от частных встреч с президентом Владимиром Путиным до ежегодных посланий Федеральному собранию. В толпе чиновников и парламентариев в строгих костюмах его всегда легко найти благодаря экстравагантным одеяниям — большой чалме с остроконечным навершием, длинному деревянному посоху и чапану: как правило, зеленого цвета. За такой дресс-код критики муфтия в сети часто называют его "звездочетом".

Эксперт-исламовед Ислям Тохлу объясняет таджуддиновскую манеру одеваться его экуменистическими взглядами — стремлением сблизить российский ислам с православием. В качестве примера он приводит случай с открытием мечети в Набережных Челнах в 1992 году. Клирик решил установить в ней витраж с изображением креста и звезды Давида. Задумка муфтия не понравилась местным мусульманам, витраж был демонтирован и разбит.

— То есть в его одежде сочетается что-то вроде бы и исламское — какие-то узоры, элемент чалмы, плаща. Но при этом видны яркие православные манеры — хождение со скипетром, форма его чалмы такая необычная, какие-то меха. < …> Либо он восхищается православием, либо у него есть какая-то идея объединить православие и ислам внутри России, — полагает Тохлу.

Похожего мнения придерживается политолог Руслан Айсин. Эксперт отмечает "синкретизм" Таджуддина, где смешивается ислам и народные верования. Все это выражается в одежде муфтия.

— Хорошо известно, что он сам занимается дизайном, разработкой своей одежды. Он очень успешно встроился в такой симулякр на российскую действительность. Он прекрасно понимает, что часто манера поведения, подачи, в том числе внешний вид, — перебивают все остальное. В этом смысле он, я думаю, просто успешно оседлал эту волну и достаточно хорошо смог себя продать не только властям, но и широкой публике. Потому что у него образ такого доброго старика Хоттабыча, который, с одной стороны, далеко, а с другой стороны, очень близок к массам своей вот этой кликушествостью. Соединяются с коллективным бессознательным народа, с его простотой, с его эклектикой, с его синкретизмом. С одной стороны — ислам, с другой стороны — народные верования, с еще одной — светскость, — говорит Айсин.

От диплома ведущего исламского университета до орденов от РПЦ

Согласно официальной биографии, Талгат Таджуддин родился в 1948 году в Казани в семье "глубоко верующих людей". В 18 лет будущий муфтий поступает в бухарское медресе "Мир Араб", в 1973 году уезжает в Египет, где продолжает изучать богословие в университете "Аль-Азхар" — престижнейшем исламском учебном заведении в мире. После возвращения в Казань карьера Таджуддина развивается стремительно: в 1978 году он становится имам-хатыбом казанской соборной мечети "Аль-Марджани", а в 1980-м — муфтием и председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Позднее Таджуддин возглавил Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ).

ЦДУМ — один из общероссийских муфтиятов со штаб-квартирой в Уфе. Одна из наиболее крупных и влиятельных организаций российских мусульман, считается правопреемницей первого "магометанского духовного собрания" Российской империи, созданного в 1788 году.

Помимо ЦДУМ, существует ряд других всероссийских мусульманских организаций — Духовное собрание мусульман России (ДСМ), которое позднее создаст и возглавит Альбир Крганов, и Совет муфтиев России во главе с шейхом Равилем Гайнутдином.

В некоторых субъектах федерации существуют самостоятельные локальные объединения мусульманских общин — региональные духовные управления.


Исламовед Тохлу в назначении на этот пост Таджуддина видит "апофеоз российской политики в исламской сфере". По его мнению, императрица Екатерина II создала Оренбургское магометанское управление в качестве инструмента контроля за мусульманами. ЦДУМ же, по словам эксперта, — учреждение, которое продолжает эту политику "централизованного управления мусульманами".

— До этого у них [представителей российских властей до времен Екатерины II] была политика христианизации [мусульман Поволжья], она провалилась. Они поняли, что [российских] мусульман полностью ассимилировать и сделать христианами не получится. Потом они решили контролировать их, <...> и вот через несколько поколений во главе этой организации встает человек, который, наверное, является плодом мечтаний Екатерины II. Такой симбиоз православия и ислама, который полностью лоялен, полностью контролируем. И при этом это все делает от [имени] ислама и исламской культуры, — говорит исламовед.

Политолог Руслан Айсин также полагает, что Таджуддин, "всегда следуя в фарватере политики власти", продолжает линию Оренбургского духовного магометанского собрания. Именно в этом, по мнению эксперта, заключается секрет непотопляемости муфтия, структуры которого тем не менее теряют приходы и обретают конкурентов в лице двух крупных общероссийских мусульманских организаций — Духовного управления мусульман Российской Федерации Равиля Гайнутдина и Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова.

Как бы то ни было, отмечает Ислям Тохлу, Талгат Таджуддин — хороший управленец. По словам исламоведа, система, выстроенная муфтием в ЦДУМ, — "эффективна с точки зрения контроля над мусульманами". Эксперт говорит, что в муфтияте Таджуддина все управляется практически в ручном режиме, и для проведения любого мероприятия, даже самого небольшого, необходимо одобрение его главы.

— Он смог выстоять и сохранить под собой там половину общин. До сих пор, несмотря на достаточно преклонный возраст, Таджуддин продолжает контролировать ситуацию. Поэтому как политик, конечно, он работает, но как богослов — вызывает сомнения, — полагает Тохлу.

Заслуги Таджуддина при этом отмечают на самом высоком уровне. За свою более чем 40-летнюю карьеру клирик неоднократно становился кавалером различных государственных, религиозных и других наград и грамот. Например, в 2002 году муфтий по приказу российского министра юстиции получил серебряную медаль "За укрепление уголовно-исполнительской системы". В 2010 году тогдашний министр внутренних дел России Рашид Нургалиев наградил священнослужителя знаком "За содействие МВД России" в связи с его "большим личным вкладом в нравственно-патриотическое воспитание сотрудников милиции". Самая высокая награда Таджуддина — орден "За заслуги перед Отечеством" III степени, который он получил из рук Владимира Путина в 2019 году за "большой вклад <...> в развитие духовной культуры, укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия".

Кроме того, у Таджуддина есть и несколько наград от Русской православной церкви — ордена Славы и Чести I и II степеней, а также орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

Джихад во имя Святой Руси

Вероятно, самый громкий жест Таджуддина — объявление джихада США весной 2003 года. Впрочем, почти сразу после этого муфтий открестился, объяснив, что под словом "джихад" он подразумевал духовную борьбу, а не вооруженную.

— Я не сказал, чтоб убивали американцев. Сказал: "Где увидите американцев, тащите в милицию, чтоб шпионов выгнали отсюда; не покупайте американское, и не продавать им ничего, пока это бесстыдство с их стороны не прекратится", — говорил он.

В том же 2003 году Таджуддин предложил переименовать ЦДУМ России в Исламское центральное духовное управление мусульман Святой Руси. Официально, впрочем, это название нигде не закрепилось, хотя много позже, в 2015 году, выступая на открытии XIX Всемирного русского народного собора, муфтий сказал: "Когда мы вместе, это и есть халифат. У нас этот халифат называется Святая Русь".

2015 год запомнился еще одним странным для ортодоксальных мусульман поступком Таджуддина. В августе он окропил чайным пакетиком со "святой водой" студию телеканала "Вся Уфа", приговаривая: "Чтобы у вас тут только хорошие передачи были, чтобы шайтан сюда не зашел".

Позже муфтий объяснил свой поступок тем, что это было не "освящение", а "благословение".

— Я воду, на которую читали азан, разлил по всему помещению, чтоб благодать была, не было шайтанов. Если православные батюшки так делают, это очень хорошо. Почему мы не можем? — говорил он.

В 2018 году неоднозначную реакцию мусульман вызвал еще один поступок Таджуддина — поцелуй иконы во время церемонии награждения третьей по старшинству наградой Русской православной церкви — Орденом славы и чести.

Впрочем, и в более молодые годы муфтий совершал неординарные поступки. Корреспондент "Реального времени" писал, что в 1994 году во время открытия мечети в татарском селе Медина в Нижегородской области Таджуддин разбил о ее стены бутылку шампанского. Таким образом священнослужитель, видимо, пытался повторить флотскую традицию, когда при спуске корабля на воду о его борт разбивают сосуд с алкоголем.

Отдельные споры вызывают целования рук патриархам Русской православной церкви. Известно как минимум два таких случая. В декабре 1999 года Таджуддин впервые поцеловал руку патриарху Алексию Второму во время приема в Кремле, а в 2008 году — его преемнику патриарху Кириллу во время награждения Орденом князя Даниила Московского II степени.

В 2020 году Таджуддин ответил на критику поступка так: "Вот меня обвиняют, что я целовал руку патриарху. А какие места я ему должен целовать?"

"Пусть до Мекки будет Россия"

В ноябре 2015 года, выступая на Всемирном курултае башкир в Уфе, Таджуддин пересказал свой недавний разговор с Владимиром Путиным. По словам муфтия, он предложил российскому президенту "решить" многолетние конфликты на Ближнем Востоке, присоединив к России Сирию и Израиль. Путин в ответ, как сказал Таджуддин, посмеялся и пообещал подумать. "Думать здесь не надо, надо забирать. Пусть до Мекки будет Россия", — отреагировал муфтий.

Поддержка агрессивной войны против Украины

Таджуддин стал первым мусульманским клириком, который 25 февраля 2022 года одобрил объявленную Путиным "специальную военную операцию". По его словам, "население многострадальной земли Донбасса подвергалось планомерному истреблению со стороны украинских властей", поэтому "миллионы российских мусульман" благодарны Путину за признание независимости самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР" и "искренне поддерживают" вторжение в Украину.

В более резкой форме муфтий повторил свои слова 9 июля в Уфе на праздничной проповеди по случаю Курбан-байрама.

— Когда у соседа какие-то паразиты, полчища крайних националистов и неонацистов, которые на протяжении целых восьми лет (а это в два раз дольше, чем [длилась] Великая Отечественная война) ведут планомерное братоубийственное кровопролитие и геноцид на многострадальной земле Донбасса, нам спокойно жить невозможно, безразличие недопустимо. Мы все прекрасно понимаем, что это происходит при прямом руководстве и участии США и потворстве стран Запада — дошло до расширения присутствия военной машины североатлантического блока НАТО вплотную к западным границам нашей родины. Эта вероломная завистливая традиция Запада в отношении нашей великой единой державы повторяется почти каждое столетие, — сказал клирик.

Тогда же муфтий отчитался об отправке на войну в Украину первого батальона "добровольцев" из Башкортостана. Наконец, Таджуддин закрепил свои слова в декабре прошлого года. В своем Telegram-канале он назвал войну в Украине "противостоянием Истины и Лжи, Добра и Зла", на которое нельзя смотреть как на "петушиные бои". Виновниками вторжения в соседнюю страну муфтий назвал США, которые пытаются "подмять под свою новоколониальную пяту все народы мира!"

Лояльность "на грани абсурда и шизофрении"

Эксперты, с которыми поговорил корреспондент "Idel.Реалии", отмечают, что Талгата Таджуддина можно назвать Жириновским российского ислама. Причем, по их словам, это связано не только с экстравагантными поступками муфтия, но и его публичной живучестью.

— Его высказывания всегда на грани абсурда и шизофрении. То есть их комментировать рационально, как-то серьезно, я думаю, не имеет смысла. Вообще, все его высказывания... Они не дружат вообще с реальностью или с какими-то фактами. Большинство из них имеют одну цель — выслужиться перед главой государства, показать свою лояльность перед "царем". Показать, в конце концов, что он и его структура более приемлемы для власти, чем другие религиозные структуры, которые с ним конкурируют, — полагает Ислям Тохлу.

По мнению политолога Руслана Айсина, Таджуддин служит "верой и правдой царю и отечеству, и только в последнюю очередь исламу".

— Завтра там черт с кочергой придет, он и его поддержит и найдет тысячу оправданий и доказательств в исламских догмах, что нельзя выступать против правителей. <...> Это человек, который, естественно, был в обойме этих определенных служб, и он их устраивал — тем, что выполнял все, что они говорят, он всячески чурался любого оппонирования или так называемого радикализма. А вот когда надо, он, естественно, очень умело стал позиционировать себя в роли поборника традиционного ислама — хотя никто не знает, что такое традиционный ислам — кого ни спросите, никто не ответит. Даже сами те, кто эту концепцию разрабатывает, — говорит Айсин.

По словам татарстанского эксперта, Таджуддин готов поддержать "любую инициативу власти", даже если она противоречит догмам ислама. В качестве примера политолог приводит соображения муфтия по поводу запрета на ношение хиджаба в школах: "Я помню, он говорил, что достаточно девушкам покрывать одну шестую часть головы или одну девятую часть в школах, и никаких проблем не будет".

Таким образом Таджуддин отреагировал на письмо своего главного религиозного конкурента Равиля Гайнутдина президенту Владимиру Путину. Гайнутдин говорил, что запрет на ношение хиджаба не позволит девочкам полноценно учиться и свободно общаться с друзьями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG