Ссылки для упрощенного доступа

Приказано забыть. Руслан Айсин — о запрете татарских поминальных мероприятий по случаю Дня памяти


Татарский поэт Фанил Гилязов вышел на пикет 12 октября, после того, как казанские власти не согласовали митинг.
Татарский поэт Фанил Гилязов вышел на пикет 12 октября, после того, как казанские власти не согласовали митинг.

В прошлом участник и организатор поминальных мероприятий по случаю годовщины взятия Казани войсками Ивана Грозного Руслан Айсин рассуждает о том, чем для татарского народа является День памяти.

15 октября День памяти татарского народа — Хәтер көне. Закреплённая дата падения Казанского ханства в 1552 году. Но уже второй год власти не дают своего разрешения на проведение мероприятий по случаю годовщины исторического события.

Начиная с 1989 года, татарская общественность отмечала этот день в Казани митингами, шествиями, поминала героев, падших в бою, защищавших свое отечество, веру, национальное и историческое достоинство.

Дата стала точкой сборки для татарской нации, выходившей на подмостки общественного дискурса и истории в период заката Советской империи в конце 80-х годов прошлого столетия.

В первые годы мероприятие собирало, я хорошо помню, десятки тысяч человек. Съезжались делегаты не только с разных уголков Татарстана, но и с соседних регионов. Активно участвовали представители чувашского, марийского, удмуртского, башкирского национальных движений. Шествие, начинавшиеся с площади Свободы, потоком устремлялось к Кремлю, к башне Сююмбеки. Где оно завершало свой ход, там же возносились молитвы (дога — по татарски) за павших защитников стен Казани. Это была сильная эмоциональная и политическая акция.

Затем шествие было запрещено. Я со своими единомышленниками пару лет был в числе организаторов Дня памяти. Каждый раз все труднее и труднее было проводить мероприятие. Накладывались все новые и новые ограничения. Фактически был запрет на освещение ораторами современных проблема татар и Татарстана. Особенно после 2017 года. Тогда даже упоминание спикерами темы изъятия татарского языка из системы образования накладывало на них административное взыскание.

Год назад российский суд ликвидировал старейшую татарскую общественно-политическую организацию — Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Тут стоит отметить, что ВТОЦ публично отстаивал интересы республики и татарского народа, проводил пикеты и ежегодный Хәтер көне, писал петиции в органы власти и делал много чего еще, что в современных условиях почти тотальной цензуры считается "экстремизмом" и "сепаратизмом".

ВТОЦ был создан еще в конце 1980-х годов. Он был трансграничной структурой с представительствами во многих регионах РСФСР и республиках Советского союза. Организация имела серьезное влияние на большую политику. Собирала десятки тысяч людей на площадях Казани. Она стала тем организующим началом, что смог выстроить чаяния и устремления татарской интеллигенции в политический проект и стать соучредителем нового постсоветского Татарстана.

Можно сказать, что ВТОЦ был больше, чем партия, он выступал в качестве представительного органа татарского народа, раскинутого по ширине Северной Евразии. Выражал его политическую волю, подкрепленную необходимостью восстановления исторической справедливости.

Закрыли ВТОЦ и одновременно запретили проведение Дня памяти, который вытеснили с главной площади Казани, подальше от политически концетрированного места.

Но чего же так боятся власти, почему они не могут дать добро на поминальный сбор по случаю исторического события — падение Казанского ханства, даже без акцентирования внимания на текущих внутри и- внешнеполитических событий?

У страха, как говорится, глаза велики. Чем тоталитарнее власть, тем более она не уверена в себе. Не уверена в силовом ресурсе, лояльности населения, официозных идеологических скрепах, которые воспринимаются людьми как малозначащий белый шум. Боятся, что кто-то увидит и озвучит, что король-то голый! Режим, стремяшийся к банкроту. Как это случилось с Российской империей и Советской. Кстати, просуществовавшей меньше всех крупный империй — чуть более 70 лет.

Поэтому запреты становятся самостоятельной сущностью, которая словно раковые клетки безудержно клонирует себя, поглощая все вокруг.

Ведь День памяти татарского народа — это важнейший склеивающий элемент национального самосознания из прошлого в настоящее и дальше мостиком в будущее. Слишком очевидны параллели, слишком выпукло высится тема колониального гнета и имперской войны Москвы против не только татар, но и народов Евразии. Без истории, языка, культуры, государственности ни одна нация не может существовать.

В довесок хочу привести один факт.

В Татарстане до сих пор нет даже увековеченного символа эпохе Казанского ханства. Хотя имеется памятник погибшим русским воинам при осаде Казани в 1552 году в виде часовни. Более тридцати пяти лет татарская общественность требует от властей уравновесить историческую память и открыть монумент павшим воинам-защитникам стен Казани. Безрезультатно.

Историческую память татар хотят стереть, убрать. Саму тему истории народов России правящие круги табуировали, изъяли из сферы образования и общественного дискурса. В школьных учебниках сегодня вы не найдете позитивного упоминания роли татар или других народов, если они сопротивлялись политике русификации.

Все это осмысленная и целенаправленная политика Москвы. Надолго ли?

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его иноагентом, с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь

XS
SM
MD
LG