Скандал с мусульманскими платками в Мордовии вновь инициировал дискуссию вокруг права носить / не носить религиозную одежду в государственных школах. Одни утверждают, что свобода вероисповедания гарантирована Конституцией России, и, в связи с тем, что по канонам ислама женщина обязана закрывать определенные участки своего тела, мусульманка имеет полное право одеваться согласно своим религиозным убеждениям, в том числе, и на работе. Противники платков, как правило, называют их хиджабами и заявляют, что религиозной одежде не место в государственных образовательных учреждениях. "Idel.Реалии" узнали, как этот вопрос был решён в школах Соединённых Штатов Америки.
Каролинн Барбара Созен - учительница младших классов из Техаса. Она носит мусульманский платок и не стала снимать его даже тогда, когда пришло время устраиваться на работу в государственную школу.
- Я искала работу в таком районе, где очень мало мусульман. С самого начала осознавала, что некоторым людям будет со мной дискомфортно. Но со своей стороны, я приложила все усилия, чтобы понравиться коллегам, найти с ними общий язык.
- Наверняка это было нелегко?
- Любой, кого хоть как-то дискриминировали, поймёт, о чем я говорю. Нам надо работать в несколько раз интенсивнее, добиваться лучших результатов, чтобы заслужить доверие и уважение. Остальным не приходится так выкладываться, а мы вынуждены. Я восприняла это как вызов, как шанс показать и свою религию, в том числе.
- И как вас восприняли другие учителя?
Любой, кого хоть как-то дискриминировали, поймёт, о чем я говорю
- С первого дня работы половина учителей и родителей тоже отнеслись ко мне позитивно. Доверия другой половины пришлось добиваться на протяжении трёх лет. Некоторые отказывались со мной говорить, относились ко мне холодно. Бывает, что люди привыкли жить в своей зоне комфорта, им нужен некий толчок, чтобы они поняли, что нет ничего плохого в несколько ином образе жизни, отличающемся от привычного им уклада. Они были вынуждены принять меня такой, какая я есть, а завоевать их доверие было уже моей задачей.
- А как отнеслись ваши ученики?
- О, они вообще практически не заметили мой платок. Было несколько вопросов о том, почему я ношу его. Я просто объяснила, что это красивый такой платок, который носят все женщины в моей церкви. И всё.
- Школьницы-мусульманки тоже могут носить платок?
- Да, конечно. В школе, где я работала раньше - в маленьком городке - я была единственной, кто носил платок. На моей же нынешней работе есть несколько учениц, которые ходят на занятия "покрытыми".
- Получается, что ваше право носить мусульманский платок на работе в государственной школе гарантируется федеральным законом?
Это демонстрирует способность местных властей сотрудничать со всеми
- В США работодатель не может дискриминировать работника или кандидата на ту или иную должность из-за его религиозных убеждений, равно как и из-за его или её расы, цвета кожи, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации или физических недостатков. Мой платок - это часть моей религии. Так что если бы меня отказались принять на работу только из-за него, это было бы противозаконно. Удивительно, что именно благодаря этому я смогла устроиться на работу даже в маленьком городке в Техасе. Вообще, во многих местах работодателю выгодно нанимать людей из разных кругов, чтобы показать, что они проявляют уважение ко всем. Это наглядно демонстрирует способность местных властей сотрудничать со всеми. За эти права американское общество вело борьбу еще с 1960-х годов.
Другая наша собеседница - Марьям Байназар - учится на втором курсе университета штата Огайо.
- Дресс-код в школе, где я училась, был бизнес-свободный - без ограничений на религиозную одежду. В американской школе любой дресс-код имеет поправку на ношение религиозной одежды. Я носила платок с раннего возраста и не встречала в школе никаких препятствий. Обе мои младшие сестры и многие подруги также носят платок, и к ним всегда относятся одинаково и с уважением, - рассказывает она.
- А в университете как?
В американской школе любой дресс-код имеет поправку на ношение религиозной одежды
- Я в полной мере ощущаю равноправие и встречаю людей, которым бывает интересно узнать о моей вере и почему я ношу платок.
- Как к вам относятся преподаватели и другие люди? Ощущаете ли вы специфическое отношение к себе из-за того, что вы носите платок?
- Я лично не встречала преференциального или дискриминационного отношения к преподавательницам или студенткам, носящим платок или другую религиозную одежду. Последние два года я также работаю в исследовательской лаборатории и никогда не испытывала негативного или предвзятого отношения ко мне из-за платка. Люди понимают, что религия играет важную роль в моей жизни, как и моя учеба и работа. Я надеюсь, что буду помогать устранять барьеры и объяснять людям, которые могут иметь разные представления о моей вере.
С Марьям не совсем согласна Айгуль Султанбикова из Вирджинии:
- После того, как Трамп начал свою предвыборную кампанию, я начала чувствовать на себе определенные взгляды. Это может оценить только покрытая женщина. Отношение к мусульманам в США всегда напрямую зависит от происходящих в мире событий. Если случится очередной теракт "во имя ислама" и пресса активно его освещает, тут же случаются перемены. Нынешний президент, пропагандирующий противостояние между людьми, также спровоцировал новую волну негатива по отношению к нам.
Доктор политических наук, профессор Атлантического университета Флориды (США) Ренат Шайхутдинов считает, что отношение государства к религиозной атрибутике объясняется тем, как это государство было основано.
- Во Франции и Турции, где ношение платков, по крайней мере, до недавнего прошлого, было под запретом, религиозный клерикализм был в союзе с репрессивным монархизмом, так называемым старым режимом (ancien régime), что послужило причиной для установления агрессивного секуляризма революционерами. Однако, в США, напротив, государство было основано на принципах религиозной свободы. Люди бежали на новую землю от религиозных преследований старого континента.
Люди бежали на новую землю от религиозных преследований старого континента
В 36 американских штатах в свое время были приняты законы, запрещающие ношение религиозной одежды на работе в государственных учреждениях. Например, в 1986 году в штате Орегон Верховный суд запретил преподавателю-сикху приходить на работу в своей религиозной одежде.
Однако в 2010 году Орегон снял запрет на ношение. Теперь похожие запреты остались только в двух штатах: Пенсильвании и Небраске. Суды склоняются к тому, что подобные запреты антиконституционны и являются дискриминацией по религиозному признаку.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.