Эксперт Харун (Вадим) Сидоров размышляет о логике российской власти, когда когда она признает различные группы экстремистскими. По его словам, перечень несуществующих организаций, под видом которых власти запрещают те или иные общественные явления, будет только расти, оставляя желающим вести какую-то деятельность лишь узкий коридор санкцированного государством активизма.
На этой неделе депутат Законодательного собрания Оренбургской области Иван Кочугуров обратился к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с призывом признать зоозащитников экстремистской организацией. Об этом сообщила соратница Кочугурова Ульяна Скойбеда.
Новость интересна рядом аспектов. Скойбеда в свое время "прославилась" публичным сожалением о том, что немецкие нацисты "не пустили" кожу еврейских предков российских либералов "на абажуры". А Александр Бастрыкин, возглавляя "правоохранительную" структуру, призванную защищать прежде всего российскую Конституцию, фактически призывает нарушать ее основополагающие положения. Так что, именно так в современной России выглядят фронтмены борьбы "экстремизмом".
Содержание этой борьбы — не менее значимая часть проблемы, в рамках которой спутником "экстремизма", уже давно стал "терроризм". Ведь сегодня в России "террористами" становятся за постановку спектаклей, как произошло с Евгенией Беркович и Светланой Петрийчук. Или за журналистскую работу, как это произошло с Фаридой Курбангалеевой. Ну и само собой, за антивоенный активизм, как произошло в частности с кировчанином Ричардом Роузом.
Правда, в случае с инициативой депутата Кочугурова, озвученной Ульяной Скойбедой, "антиэкстремистское" предложение направлено уже не против отдельных лиц и даже какой-то конкретной организации, а против целого общественного явления. Что тоже уже стало нормой для России.
Ведь прошли те времена, когда экстремистскими в ней признавались лишь реально существующие организации вроде "Башкорт", "Всетатарского общественного центра" или "Свидетелей Иеговы". Новое слово российской практики с определенного момента — это запрет организаций несуществующих, участие в которых потом можно вменять людям, ни в каких организациях не состоящих. Таковыми уже являются мифические "Антироссийское сепаратистское движение" и "международное движение ЛГБТ". А на очереди, судя по всему, "движение чайлдфри", феминисток и зоозащитников.
Инициативы о запрете последних призваны создать российским властям амплуа борцов за традиционные ценности, национальную демографию и прочие составляющие консервативной повестки. Но интересно посмотреть, как это выглядит в реальности. Так, инициативу о запрете чайлдфри выдвинули депутаты Госсобрания Башкортостана, в котором была запрещена крупнейшая национальная организация титульного народа республики, занимавшаяся в том числе борьбой против распространения среди него алкоголя и наркотиков, популяризировавшая здоровый образ жизни и заботу о семье и демографии. А ведь любому, имеющему представление о том, как в современном обществе функционируют в частности молодежные субкультуры и неформальные сообщества, очевидно, что с инициативами и настроениями "снизу" эффективно могут конкурировать лишь общественные силы, а не государство. Но это не помешало российским властям устранить такую общественную силу, эффективно продвигавшую ценности, которые они защищают на словах. И понятно, почему — защита своих позиций, которым в данном случае угрожала запрещенная организация "Башкорт", для них гораздо важнее, чем реальное решение тех или иных общественных проблем.
Поэтому и впредь от российских властей можно ожидать только такого поведения — вместо создания условий для дискуссии реально существующих в обществе сил по тем или иным злободневным проблемам, нейтрализация с помощью репрессий всех, кто может либо составить конкуренцию власти, либо быть представлен как угроза, от которой власть защищает общество.
А это значит, что перечень несуществующих организаций, под видом которых власти запрещают те или иные общественные явления, будет только расти, оставляя желающим вести какую-то деятельность лишь узкий коридор санкцированного государством активизма.
Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.