Докторант этнологии Карлова Университета (Чехия) Харун (Вадим) Сидоров рассуждает о заявлениях президента России и патриарха Кирилла после теракта в Подмосковье относительно мигрантов и этнического разнообразия России. По словам эксперта, духовный лидер РПЦ в части националистической риторики выглядит куда более радикальнее главы Кремля. При этом предстоятель РПЦ считает, что русского национализма в природе не существует.
На фоне роста неприязни в России к выходцам из Средней Азии, а также к тем, кого с ними можно перепутать, русский национализм стал предметом общественной дискуссии. В этой дискуссии главы "мирской" и "духовной" властей России, вероятно, выступили в амплуа "доброго и злого следователей".
Так, Владимир Путин заявил: "Знаете, когда я слушаю наших (такие люди везде есть, в любом обществе) ура-патриотов, в том числе тех, кто говорит, что Россия — это только для русских, то, знаете, у меня чувство тревоги возникает. Если иметь в виду, что у нас 190 этносов проживает на территории страны и некоторые национальности представлены миллионными народами, как только начнем реализовывать эти деструктивные мысли по поводу того, что все остальные здесь чужие, мы развалим страну. И главным пострадавшим будет русский народ".
Эти высказывания словно подтвердили мысль статьи, опубликованной в The New York Times, в которой говорится, что рост межэтнической напряженности в России на фоне теракта в "Крокус Сити Холле" в Кремле воспринимают как угрозу. Против этой угрозы высказались некоторые деятели культуры. Так, российская певица с таджикскими корнями Манижа (полное имя — Манижа Сангин) записала видеообращение, в котором предупредила о последствиях, которые "обрушатся на таджиков и всех жителей Центральной Азии", а Алла Пугачева оставила под ним короткий, но красноречивый комментарий: "Прости!".
Другая часть медийного пространства отреагировала на это совсем иначе. В частности, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов назвал разговоры "про высокий риск возникновения "межнациональной розни" в России" "пугающей страшилкой", которую продвигают "миграционные лоббисты" и противники "возрождения русского национального самосознания".
Аналогичным образом высказались и другие адепты "возрождения русского национального самосознания". А фронтменом этих кругов фактически стал глава РПЦ патриарх Кирилл, выступивший с речью на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора (ВРНС) — организации, не только являющейся общественным крылом РПЦ, но и претендующей на роль выразителя русских национальных интересов. В ней он заявил, что от мигрантов, живущих в России, следует требовать "знания языка, наших традиций и уважения к этим традициям".
В "наказе к органам законодательной и исполнительной власти России", принятом на этом съезде, осуждается "массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре"; утверждается, что он "приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны". А лично патриарх Кирилл, рассуждая об этом вслух, заявил: "И пускай никто нас не пугает русским национализмом! Русского национализма в природе не существует, это каждый знает. Но роль русского народа в деле сохранения нашей многонациональной страны — это важная тема, к которой мы с вами также должны обратиться".
Это заявление главы РПЦ вызвало критическую реакцию со стороны как противников, так и сторонников русского национализма, которые сошлись в фактической некорректности этого утверждения, так как русским националистом себя не раз называл сам Владимир Путин. К тому же на сайте самого ВРНС опубликованы тексты его руководителей, в которых русский национализм открыто адвокатируется со ссылками на наследие философа Ивана Ильина.
"Русская культура, писал Ильин, автоматически порождает "братское единение" везде, где бы ни распространилась власть русских. Ильин брал слово "украинцы" в кавычки, поскольку отрицал их самостоятельное, вне российского организма, существование. Рассуждать об Украине — означает быть заклятым врагом России. Ильин считал само собой разумеющимся, что Украина окажется и в составе постсоветской России", — писал американский историк Тимоти Снайдер в своей книге "Дорога к несвободе".
Впрочем, когда речь заходит об оправдании "правильного национализма" Путина и Ильина, необходимо помнить сохраняющуюся в России двусмысленность в понимании национализма как такового. В советские времена "буржуазному национализму" отдельных народов противопоставлялся "советский интернационализм". Он, по сути, был государственным национализмом. Выражался в создании "новой исторической общности людей — советский народ". Эта общность создана на основе русской культурно-исторической парадигмы. Сегодня отдельным этническим национализмам также противопоставляется единственно возможный государственный национализм "русского мира".
И тем не менее в этой игре с различными смыслами одного и того же понятия показателен контраст ролей, сыгранных политическим и духовным лидерами "русского мира". Если первый фактически предостерег от чрезмерного увлечения русским национализмом (обосновывая это тем, что это может навредить самим русским), то второй, напротив, призывал его не бояться и требовал ужесточения государственной политики по отношению к "не владеющим русским языком".
Эта разница проявилась и в тексте вышеупомянутого "наказа" ВРНС, в котором общественное крыло РПЦ фактически требует от государственной власти вести "СВО" до полной ликвидации независимой от России украинской государственности.
"После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России. Возможность существования на данной территории русофобского, враждебного России и ее народу политического режима, а равно политического режима, управляемого из враждебного России внешнего центра, должна быть полностью исключена", — говорится в "наказе".
В этом смысле нельзя, конечно, сказать, что Путин утверждает нечто противоположное, так как выводы о необходимости ликвидации украинской государственности вполне могут быть сделаны из его многочисленных высказываний на эту тему. Однако все же в его рассуждениях о возможности переговоров с Украиной "с учетом новых реалий" еще недавно сохранялся некий люфт для независимой от России украинской государственности хотя бы на части территорий нынешней Украины. И именно его в данном случае призывает ликвидировать общественное крыло РПЦ во главе с патриархом Кириллом.
Таким образом, хоть в свое время "главным националистом" себя назвал Владимир Путин, сегодня в этом амплуа пытается выступать патриарх Кирилл. Заявляя при этом, что "русского национализма в природе не существует".
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.