Белозерье: платки, семечки и Вазиристан

Белозерье

Татарское селе на окраине Саранска периодически выходит на первые полосы — раз в несколько лет. Сначала история с семьями, уехавшими в Вазиристан, потом "теневой семечковый бизнес", а вот теперь — запрет на ношение платков. Как и почему небольшое село становится в центре скандалов из года в год — неизвестно, но ясно одно — оно сильно отличается от других сел в Мордовии. Корреспондент "Idel.Реалии" побывал в Белозерье и узнал, как живется в это необычном селе.

В село Белозерье или Азюрка, как зовут его местные, мы въехали без четверти час. Заметить, как мы оказались в другом месте и что вокруг нас изменилась атмосфера, было несложно — машину перестало трясти из-за разбитой дороги, а по сторонам появились огромные двух-трехэтажные дома из красного кирпича. Их размер поражает, в обычных селах таких домов не встретишь — в каждом "квадратов" по 300.

На другом конце улицы стоит большая красная мечеть — Соборная мечеть "Джума". От нее то и дело отъезжают машины и летят с огромной скоростью, рыча моторами, к нам навстречу. За рулем — только мужчины, большая часть из них с длинными бородами, а рядом сидят женщины в платках. Все они — едут с пятничной молитвы, важного для мусульман события.

Машину перестало трясти из-за разбитой дороги, а по сторонам появились огромные двух-трехэтажные дома из красного кирпича

В селе восемь мечетей на три тысячи человек. Каждый год около сотни местных жителей совершают хадж, а почти 90% местных — соблюдающие мусульмане. Большее соотношение, вероятно, можно встретить только в мусульманских странах, но Белозерье — это татарское село, население которого вот уже много веков исповедует только ислам, отсюда и такое количество.

Мечети Белозерья

Как утверждают местные, село получило свое название по озеру Белое, которое славится своей чистой и прозрачной водой. Само село основано в XVII веке темниковскими служилыми татарами, прибывшими на Атемарскую засечную черту.

Сейчас в Белозерье примерно 3500 жителей. Здесь есть своя средняя школа, медпункт, дом культуры и отдел полиции, где работает только один участковый — в селе спокойно. В год в селе появляется на свет около 60-80 малышей, но власти так и не построили для них детского садика.

— Ас-саламу алейкум! — здоровается с нами высокий крепкий молодой человек. Его зовут Равиль и на вид ему около 25 лет. Он пообещал еще по телефону, что может нас сориентировать в селе и сведет с людьми из школы — в Белозерье мы оказались из-за скандала с платками, когда учителям запрещали носить платки в школе. — Поезжайте за мной, попьем чаю.

Отправляемся за ним в сторону мечети — против основного потока машин. Сразу за главной мечетью мы сворачиваем и оказывается около высокого двухэтажного дома. Половина его из кирпича, а второй этаж — из сруба. Дом такой же огромный, как и остальные в поселке. Равиль выходит из своей машины и бежит к порогу, чтобы пропустить нас.

В год в селе появляется на свет около 60-80 малышей, но власти так и не построили для них детского садика

Мы входим в дом. Равиль накрывает на стол и усаживает нас. Дом опрятный, чистый и просторный. В гостиной на стене висит телевизор, а на полу — ковролин. На столе на кухне много еды — салаты, копченая рыба, выпечка, колбасы и так далее. Видя нерешительность, Равиль сам подкладывает каждому из нас еду. Сам хозяин за стол не садится — ухаживает за гостями. Чуть позже выяснилось, что ему совсем не 25 лет, а около 35-и и у него трое детей — две дочери-подростка и пятилетний сын. Его жена Гузель как раз работает учителем в той самой школе.

СКАНДАЛ С ПЛАТКАМИ

В конце прошлого года в Белозерскую школу пришел новый директор, который на второй день после начала работы выпустил приказ, запрещающий ношение платка в школе всем учителям. Это вызвало недовольство со стороны учителей-мусульманок, которых в школе большинство. Они отказались исполнять приказ и в начале января рассказали СМИ, что директор заставляет их под страхом увольнения и преследования правоохранительных органов снять платки.

В начале февраля иск от 13 учителей школы поступил в Ромодановский суд Мордовии. В нем они просили отменить приказ, признать действия директора незаконными, восстановить их в правах и компенсировать моральный вред — по пять тысяч рублей на каждого истца.

Your browser doesn’t support HTML5

Запрет мусульманских платков в российской школе? Вся суть конфликта в Мордовии - за 2,5 минуты.

20 февраля на предварительном заседании директор школы не явилась в суд, а вместо себя прислала отзыв и заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Также были предоставлены документы, отменяющие приказы о запрете ношения платков учителями школы и об отмене взысканий в отношении этих учителей. Стороны пытались разрешить конфликт в суде мировым соглашением, но так и не смогли достичь компромисса.

У нас нет 11 класса. Их тогда из-за платков после 9-го не перевели

28 марта Ромодановский районный суд отказал в удовлетворении исковых требований учителей Белозерской средней школы.

Мы говорили с учителями прямо на пороге школы в день начала процесса в Ромоданове — 10 марта. Они рассказали, что никак не могут понять, почему директор — их коллега, которая уже много лет работает с ними — решила так поступить. С другой стороны, за день до принятия этого приказа в Ромоданове состоялось совещание по поводу борьбы с экстремизмом. "Видимо, они решили, что экстремизм начинается с нашей школы", — констатировала одна из учителей.

Учителя также рассказали, что ситуация с платками не такая уж новая — в 2014 году власти пытались снять платки с учениц. Минобр Мордовии заявило, что школа — это светское учреждение, а в нем все должны находиться без головных уборов. Чуть позже вышло еще и постановление республики Мордовия о запрете нахождения детей в школах в головных уборах.

Уже уходя, после разговора, одна из учительниц бросила в след: "У нас нет 11 класса. Их тогда из-за платков после 9-го не перевели. Тут если вспомнить…".

ЗАЛЕТНЫЙ АБУЗАР И МИГРАЦИЯ В ВАЗИРИСТАН

Если посмотреть новостные сводки за последние несколько лет, то никакого экстремизма в Мордовии нет. Особенно если сравнивать с Татарстаном, где раза два-три в месяц суд то и дело признает кого-то экстремистом. Если говорить о делах по терроризму, то в Мордовии их и вовсе нет. Однако в сознании жителей республики за пределами Белозерья оно давно стало "оплотом террористов" и причина для этого довольно странная.

В 90-е годы в село приехал Олег Марушкин из Астраханской области. Он несколько лет назад принял ислам и решил, что Белозерье — отличное место, чтобы начать проповедовать свое видение религии. Приехал в село он не сам по себе — его пригласили.

Жители села всегда были предприимчивыми и вели свой бизнес почти по всей России. В Астраханской области некоторые предприниматели познакомились с Марушкиным, который уже тогда принял ислам и другое имя — Абузар. Еще у себя на родине Марушкин познакомил белозерцев с "философией" так называемого джамаата Айюба Омарова (создан в 1990 году, признан экстремистским, в 1999-2000 году ликвидирован).

В Белозерье Абузар начал проповедовать и вовлек в свой джамаат около 30-40 семей. Он запрещал им посещать мечети и вывел из привычной общины. Молитвы сторонники проводили в доме, где не было мебели и техники, а все остальные мусульмане села по их мнению выбрали не то направление. "Традиционные" же мусульмане, которых было абсолютное большинство, выступали против деятельности Абузара и даже собирали подписи для того, чтобы власти выставили его из их села.

История закончилась тем, что местные всё же "выжили" Марушкина из села. К нему приехали его сторонники и увезли его и всю его семью. Большая часть из оставшихся последователей Абузара вернулась к привычной жизни и приняла "традиционный" ислам, а другие, около 17 семей, в начале 2000-х уехали в Вазиристан (Афганистан), еще несколько — отправились в Бельгию. Отметим, что уехали они не для того, чтобы воевать, а чтобы жить в мусульманской стране.

Есть в истории села и еще несколько "темных пятен". Так два года назад Ленинский районный суд Саранска вынес решение о заочном аресте неназванного 43-летнего жителя села Белозерье Ромодановского района Мордовии, который, как сказано в тексте сообщения на сайте суда, "в ноябре 2013 года переехал в одну из северо-западных провинций Сирийской Арабской Республики (САР), где вступил в одно из незаконных вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное свержение легитимной власти в указанном государстве и построение теократического государства – всемирного исламского халифата", пишет "Независимая газета".

Это же издание со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах отмечает, что в феврале 2014 года уроженец Белозерья Абдулкарим Янгличев, поддерживающий идеи радикального ислама, по телефону сообщил Абдуллову, также являющемуся приверженцем радикальных форм ислама, что находится на территории САР, где в составе одного из незаконных вооруженных формирований принимает участие в вооруженном конфликте на стороне антиправительственных сил. Янгличев попросил Абдуллова об оказании ему финансовой помощи для приобретения автомата, которая была последним собрана в размере 1 335 долларов и в апреле 2014 года передана нарочным".

Если посмотреть "Перечень действующих террористов и экстремистов", размещенный на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, то можно увидеть, что в него внесено 18 жителей села при 25 фамилиях из Мордовии (для сравнения — 90 фамилий из Татарстана, всего в списке более семи тысяч человек).

СЕМЕЧКИ И ОТСУТСТВИЕ АЛКОГОЛЯ

Жители села же уверены — экстремизма, а тем более терроризма в селе нет и никогда не было. А история с Абузаром — уже давно закончилась. После истории с платками о Безозерье вновь заговорили. Но внимания этого жители села совсем не хотели. Больше всех их расстроила позиция журналистов "Первого канала". Местные рассказали, что журналисты жили в селе почти неделю, часами говорили с жителями, а потом дали только короткий ролик о том, что у них тут экстремизм и дети в школе с оружием фотографируются (в ролике используется фотография с ученицами школы, они в хиджабах держат в руках автоматы Калашникова, используемые на уроках ОБЖ для тренировки сборки-разборки).

Если не брать в расчет историю с экстремизмом, то Белозерье — особенное место. Здесь в магазинах нет алкоголя и сигарет — местные совсем не пьют и не курят. На улицах села не встретить сетевых магазинов — все они местные, семейные. На столах жителей продукты либо со своего огорода, либо местного производства. В Белозерье делают и пельмени, и колбасу, и сыр, и даже коптят рыбу, но успех селу принесли семечки. Сейчас в селе несколько предприятий, которые занимаются только этим бизнесом.

Здесь в магазинах нет алкоголя и сигарет — местные совсем не пьют и не курят. На улицах села не встретить сетевых магазинов — все они местные, семейные.

История с семечками появилась еще в советские годы. Тогда в Белозерье выращивали подсолнух, но было и много местных, которые в сезон уезжали на заработки в Саратовскую и Ростовскую области. Там они часто получали зарплату продукцией, которую и выращивали, в том числе и семечками. Уже в Белозерье семечки обрабатывали, запаковывали и продавали. Местные утверждают, что именно этот бизнес обеспечил село.

Однако и у этой истории есть свое "но". Многие из семечных предпринимателей оказались в тюрьме "за спекуляцию" и "нетрудовой доход". Но, выйдя из тюрьмы, они возвращались в бизнес и продолжали работать в прежнем ключе. Если верить мордовским СМИ, то в Белозерье в целом проблемы с уплатой налогов.

Например, в марте этого года в Ленинский районный суд передано дело о махинациях по незаконному возмещению НДС на сумму около 1,5 миллиона рублей. Обвиняемым по делу проходит 40-летний руководитель саранской фирмы "Карпай" Равиль Баймашев — родственник известного белозерского предпринимателя и депутата Касима Баймашева. "Карпайские семечки" известный белозерский бренд, его знают и за пределами России — в Германии, Израиле, а также других странах Европы.

"Карпайские" семечки появились в 2002 году, а к середине 2010-х бизнес разросся настолько, что пришлось строить цеха. Современное оборудование позволяло выпускать до 80 пакетов семечек в минуту. Отметим, что владелец фирмы Равиль Баймашев полностью признал свою вину. "Эти деньги поступили на расчетный счет "Карпай" и были использованы для развития общества и предпринимательской деятельности. Все незаконно полученные деньги были мной возвращены, — пояснил Равиль Баймашев.

Если верить мордовским СМИ, то в Белозерье в целом проблемы с уплатой налогов

Возвращаясь к незаконному предпринимательству и не желанию платить налоги, некоторые местные утверждают, что именно это, а не мнимый терроризм, стали причиной такого отношения со стороны властей Мордовии к ним. В свою очередь, местные оправдываются, что "лишние" деньги тратят на благотворительность, благоустройство, строительство мечетей и поддержку спорта. В селе есть своя гордость — хоккейная команда "Якташлар" ("Земляки") — чемпион Мордовии по хоккею. Для тренировок построены два ледовых катка, где кроме детей тренируется взрослая хоккейная команда.

***

Несмотря на то, что местным жителям пришлось на протяжении многих лет получать от властей и жителей Мордовии нелестные отзывы и почти сплошной негатив, они всё равно остаются верными своим традициям и рады гостям. Провожая нас из своего дома, Равиль и Гузель дали в дорогу гостинцы, хотя мы и просили этого не делать или хотели за них заплатить.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​