После масштабного обмена заключенными между Западом и Россией СМИ все активнее поднимают вопрос о том, что в российских тюрьмах остаются несколько сотен политических узников. Одновременно с этим сразу в двух поволжских регионах появились сообщения о назначении "медицинских мер принудительного характера": в отношении татарстанца и нижегородца. Эксперт по региональной России Харун (Вадим) Сидоров обращает внимание на эти кейсы. По его мнению, возвращение к советским репрессивным и тоталитарным практикам, которое происходит по многим направлениям, едва ли могло обойтись без возвращения к карательной психиатрии в отношении инакомыслящих.
Конец июля 2024 года стал урожайным для Поволжья на весьма характерные приговоры по делам о распространении "военных фейков". Сперва татарстанцу Павлу Степанову, а затем и нижегородцу Алексею Вольскому назначили "медицинские меры принудительного характера". В первом случае — Центральным окружным военным судом, во втором — Ленинским районным судом Нижнего Новгорода.
В случае с Вольским поводом для такого решения стал пост, в котором психически здоровому человеку сложно найти хоть малейшие признаки расстройства.
"Много мертвых местных жителей и одна разруха. В общем, тут виноваты русские оккупанты и само правительство России в целом. Творят бесчеловечные вещи", — написал нижегородец о последствиях российского вторжения в Украину.
Случай Степанова менее однозначен. Татарстанец подписывал свои посты как "Государь Павелъ Александровичъ Степановъ" и "Духъ истины всея Руси!", что, конечно, вызывает определенные вопросы. Однако у репрессивных структур они возникли только тогда, когда "государь" посягнул на "истину" существующего государства, а именно — в освещении происходящего в Украине. Он отклонился от официальной версии российской госпропаганды, за что попал под военный трибунал — ведь именно ими являются так называемые "военные суды", уже давно рассматривающие многие дела, подведенные под экстремистские и террористические статьи.
Наверное, любой, кто не понаслышке знаком с этой темой (а автор данных строк в свое время проходил университетский курс судебной психиатрии и стажировку в Центре имени Сербского), подтвердит, что абсолютное психическое здоровье и отклонение от него — категории весьма проблемные, их трудно установить. И в современном информационном обществе о них не приходится говорить в миллионах случаев. Иначе бы не процветали многочисленные психологи и психоаналитики, а также производители антидепрессантов.
Значит ли это, что государство должно брать на себя роль принудительного психиатра во всех подобных случаях? Если только речь не идет о возможности причинения реального вреда окружающим — ответ на этот вопрос очевиден. Однако российское государство одновременно с усилением своей репрессивной составляющей в последнее время стремительно превращается и в "репрессивно-психиатрическое". Медицинские меры принудительного характера за "мыслепреступления" — то есть высказывания антивоенного и политического характера — уже назначены более пятидесяти людям. И теперь эта практика стремительно врывается в Поволжье, репрессивным структурам которого зачастую присуще выводить практики своих российских коллег на новый уровень.
В принципе, это неудивительно. Возвращение к советским репрессивным и тоталитарным практикам, которое происходит по многим направлениям, едва ли могло обойтись без возвращения к карательной психиатрии в отношении инакомыслящих. На Западе тема карательной психиатрии была широко отрефлексирована еще в 70-е годы прошлого века — и в известной работе французского социального философа Мишеля Фуко "Надзирать и наказывать", и в таких популярных фильмах, как "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана или "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. А в 1977 году Всемирная психиатрическая ассоциация осудила соответствующие практики Советского Союза, после чего ее покинуло Всесоюзное общество невропатологов и психиатров.
Сперва Перестройка в СССР, а затем и кратковременная демократизация России породили у многих ощущение, что все это навсегда осталось в прошлом. Однако в России именно прошлое — это то, что имеет обыкновение снова и снова приходить на смену иллюзии "светлого" или "прекрасного" будущего.
Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.