Колумнист Харун Сидоров рассуждает о том, как власть меняет суть праздников, в том числе этнокультурных.
Праздничные мероприятия, приуроченные ко дню России, во многих местах их проведения ознаменовались полной подменой смыслов праздника, который начинал отмечаться в этот день. И это касается как празднования непосредственно дня России 12 июня, так и пришедшегося на него сабантуя, который в отдельных случаях проводился так, что легко мог бы быть переименован в Zабантуй.
Парадокс первого заключается в том, что сегодня уже мало кто помнит о его происхождении и первоначальном содержании. А те немногие, кто помнят, либо принципиально не празднуют его, как делают идейные противники или сторонники этого праздника в его изначальном виде, либо празднуют, но вопреки этому смыслу и фактически глумясь над ним.
Ведь причиной празднования дня России 12 июня было и может быть лишь одно событие — принятие в этот день в 1990 году Верховным Советом РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Именно поэтому первоначально этот праздник назывался в постсоветской России днем независимости, в каковом качестве и отмечался вплоть до того, как к власти пришел Владимир Путин, переименовавший его в день России.
День независимости был самым одиозным праздником для тех, кто отрицал основы, на которых провозглашалось строительство постсоветской России. "Независимости от кого? От самих себя? От своих исторических территорий?", — с недоумением вопрошали те, кто отказывался считать Россией только то государство, что возникло в международно признанных границах Российской Федерации, считая, что ей был весь распавшийся Советский Союз.
Эти взгляды неоднократно озвучивал и сам Владимир Путин, заявлявший, что Советский Союз был "формой исторической России", при распаде которой она потеряла "треть своих территорий". Более того, в своей статье от 2012 года он прямым текстом предал политической анафеме ту Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, которая стала основанием для празднования дня независимости 12 июня. "Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с "союзным центром" запустили процесс строительства "национальных государств", причем даже внутри самой Российской Федерации. "Союзный центр", в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение "национально-государственного статуса". Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно — их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму", — писал он, тем самым отрицая основополагающий для государственности постсоветской России акт.
И это отрицание идей, которые закладывались в фундамент строительства постсоветской России, касалось не только их территориального аспекта, то есть ее ограничения границами РФ, но и ее ценностных оснований. Так, депутаты Верховного Совета заявляли о "решимости создать демократическое правовое государство" и о том, что "государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах".
Путин не зря писал в своей статье, что авторы Декларации и голосовавшие за нее депутаты "запустили процесс строительства "национальных государств", причем даже внутри самой Российской Федерации". Ведь в ней заявлялось о необходимости "существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР".
При этом, если при Путине в 2020 году в конституцию России было введено такое понятие как "государствообразующий народ", то в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 года говорилось о том, что государствообразующими является множество народов: "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами". Также "отцы-основатели" постсоветской России заявляли "о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях".
Словом, с какой стороны ни посмотри, решение и декларация, принятые 12 июня 1990 года депутатами Верховного Совета РСФСР, абсолютно чужды идеологии и политике современной России, многие представители которой прямым текстом заявляют, что сегодня "исправляют ошибки", совершенные тогда их предшественниками. Поэтому не приходится удивляться не только тому, что этот праздник называется иначе, чем изначально, но и тому, что его содержание сегодня радикально противоположно тому, что вкладывалось при праздновании дня независимости. Никаких приверженности правовому государству, приоритету прав человека, миролюбивой политике, расширению автономии народов и регионов страны при праздновании дня России нет и в помине. Напротив, культивируются приоритет государства, милитаризм, централизация, а представители разных народов страны явочным порядком объявляются русскими.
Это содержание пронизывает теперь празднование не только официального дня России, но и национальных в этническом смысле праздников народов, имеющих свою многовековую историю. Так, сабантуй в ряде мест Татарстана и Башкортостана проводился как Zабантуй, приуроченный не к окончанию посевных работ, а к войне против Украины, и наполненный ее символикой. Но дальше всего в культивировании руZкого мира зашли при проведении сабантуя в селе Шаран Западного Башкортостана. Там решили исполнить песни не только "общепатриотического" и Z-жанров, заостренные против "укронацистов", но популярную в русско-националистических кругах песню "Небо славян", содержание которой враждебно уже "азиатам". "Нас точит семя Орды, нас гнет ярмо басурман, но в наших венах кипит небо славян И от Чудских берегов до ледяной Колымы, все это наша земля! Все это мы!", — распевали с трибуны татарским и башкирским посетителям Zабантуя.
Что ж, в то время, когда 12 июня в России еще праздновался день независимости, представить себе такое было невозможно. Русские националистические организации, в том числе многочисленные, в ней существовали и проводили свои мероприятия. Но они были общественными, а не государственными. При этом в республиках вроде Татарстана и Башкортостана отмечались свои праздники, связанные с собственной республиканской государственностью, а сабантуи и другие аналогичные праздники народов России были наполнены их собственным этническим содержанием, а не посвящались пропаганде российского милитаризма и русских этнических стереотипов в отношении этих народов.
Но та, экспериментальная форма России, что возникла 12 июня 1990 года, просуществовала по историческим меркам совсем недолго, и видимо представляла собой мимолетное отклонение от единственно возможной траектории развития российской государственности, воплощением которой являются нынешние наZиональные праZдники.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.