Пропаганда войны тихой сапой. Кейс муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова

Муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов

Представители духовенств различных конфессий активно участвуют в пропаганде войны. Некоторые из них предпочитают эпатажные выступления, а другие — демонстрируют постепенную вовлеченность и не всегда очевидное участие в госпропаганде. К последним можно отнести муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова. "Idel.Реалии" изучили эволюцию его риторики в отношении того, что делает Россия в Украине. Выяснилось, что Бибарсов участвует в этом тоньше, чем Альбир Крганов, историю которого мы рассказывали ранее.

Данный материал — шестой из цикла статей, в которых "Idel.Реалии" рассказывают о представителях духовенства, которые словом и делом поддерживают войну, обосновывая ее религией.

"Молчание ягнят"

Сразу после начала полномасштабного российского вторжения в Украину медийные ресурсы муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова предпочитали дистанцироваться от кровопролития. ДУМ Саратовской области имеет ряд медиаресурсов — например, информационно-аналитический портал ansar.ru, переставший работать в 2019 году с момента открытия руководством общины YouTube-телеканала NURTV (с аудиторией около 1 млн подписчиков).

Аффилированность проекта с ДУМ области "Idel.Реалии" подтвердили два источника. Указывает на это и участие в создании контента супруги муфтия Мукаддаса Бибарсова — Хадиджи, которая вела ряд авторских программ, посвященных "лайфхакам для домохозяек" и кулинарии. Кроме того, канал посвящает множество сюжетов общественной деятельности Бибарсовой. Также структура муфтията имеет авторскую программу "Исламская мозаика", которую выпускает на местном региональном канале Саратовской области.

Бибарсов Мукаддас Аббасович родился 16 июня 1960 года в селе Средняя Елюзань Пензенской области в семье потомственных имамов. После службы в армии Бибарсов поступил в Бухарское исламское медресе "Мир-Араб" (1981), по окончании которого в 1987 году был направлен имам-хатыбом в Саратовскую мечеть.

С января 1991 года — глава Саратовского мухтасибата ДУМЕР, с 1992 года — муфтий Саратовской области. В том же году выступил одним из учредителей Высшего координационного центра духовных управлений мусульман России (ВКЦДУМР). В апреле 1992 года содействовал проведению в Саратове региональной конференции Исламской партии возрождения СССР.

30 октября 1994 года решением делегатов мусульманской общественности восьми субъектов Поволжского региона РФ Мукаддас Бибарсов избран главой вновь образованного Духовного управления мусульман Поволжья. С июля 1996 года — сопредседатель Совета муфтиев России.


В нынешних реалиях пассивная позиция в период, когда государство требует от всей структуры российского общества "определиться", может привести к серьезным проблемам. На это указывает кейс главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта, который уехал из России после того, как отказался поддержать войну в Украине. Этого требовали от него власти. Вероятно, поэтому ДУМ Саратовской области избрало путь косвенной демонстрации своей сопричастности к "судьбоносной", как считает патриарх Кирилл, для России войны.

ДУМ Саратовской области — централизованная религиозная организация мусульман Саратовской области, создана в 1992 году. Председатель ДУМ СО со дня основания — Бибарсов Мукаддас Аббасович.

ДУМ СО располагается в комплексе Саратовского исламского центра (Соборной мечети города Саратов), открытом в 2005 году. В этом же здании находится медресе "Шейх Саид" (директор — Расим Кузяхметов). Религиозная организация объединяет 47 мечетей области.


С августа 2022 года муфтий Бибарсов и его община начали демонстрировать свое участие в работе с беженцами из Донецкой области Украины, систематически посещать мусульманские общины оккупированной Украины и приглашать их к себе, в том числе встречаясь с российскими военными на оккупированных территориях.

27 сентября 2022 года муфтий Бибарсов на своей странице в Facebook опубликовал пост об участии мусульманского духовенства в объявленной в России "частичной" мобилизации. Эта публикация стала первым свидетельством поддержки вооруженного вторжения России в Украину.

"…Мы рекомендуем нашим имамам принимать участие в мероприятиях, связанных с мобилизацией: встречи с бойцами на призывных пунктах, их отправка с чтением дуа и аятов Корана, навещать раненых в госпиталях, участие имамов-мухтасибов на жаназа-намазе в местах компактного проживания мусульман", — написал тогда Бибарсов.

За время войны в Украине Бибарсов посетил Донбасс: Мариуполь, Торез Донецкой области Украины. К Бибарсову в Саратовскую область минимум трижды приезжала делегация мусульман под руководством пророссийского муфтия Рашида Брагина из так называемой "ДНР". Саратовская община мусульман собирала и отправляла в районы, отторгнутые у Украины, гуманитарную помощь, а также проводила работу с беженцами из "ЛНР-ДНР".

После визита в Мариуполь — следом за президентом России Владимиром Путиным — Бибарсов столкнулся с жесткой критикой со стороны мусульманского сообщества, которую он всячески пытался избежать на протяжении всего российского вторжения.

19 марта этого года Бибарсов опубликовал у себя в Facebook пост с фотографиями из уничтоженного российскими военными Мариуполя и разрушенной авиаударами и артиллерией городской мечети. Он написал, что 16 марта побывал с делегацией в Мариуполе, где "полным ходом идут ремонтные работы мечети", в которой во время "штурма города и после освобождения" укрывались жители близлежащих домов.

Издание "Голос Ислама" после этого назвало муфтия Бибарсова "колониальным агентом, приехавшим в обозе имперской армии окучивать оставшихся в Мариуполе мусульман".

— О чем можно спросить муфтия, который всерьез называет кровавую бойню в Мариуполе "освобождением"? Только об одном — хазрат, а весь огромный список запрещенных в России исламских книг ты уже показал мусульманам Донбасса? Сообщил ли уже, что в этой мечети больше нельзя читать "Сады праведных" имама Навави и Сиру Ибн Хашима, потому что на "освобожденных территориях" теперь эти книги будут считаться экстремистскими? А рассказал ли о том, как в русском мире за строительство мечети человеку могут подбросить наркотики, а потом заморить его в тюрьме? И что это их большое счастье, что мечеть уже построена при участии турок, чьего влияния в России всегда боятся, иначе русскомирские шовинисты могли бы найти какой-нибудь "святой источник" ровно на том самом месте (любом), где мусульмане хотели построить мечеть? — написало издание.

Власти упрекнули, что они не оценили "жертвенность мусульман за правое дело"

Первым заявлением о поддержке войны России в Украине со стороны муфтия Бибарсова стало его обращение после рейдов ОМОНа на мечети Подмосковья в июле этого года.

Бибарсов, в частности, заявил, что "сегодня все мы проходим ещё один период, который требует от общества единства, уважения и взаимопонимания", когда все российское общество должно быть мобилизовано на "защиту своего государства", а "отношения между людьми и государством должны быть подчинены цели единства…".

Он также подчеркнул, что "на фоне внешних угроз недопустимо создавать или потакать внутренним смутам".

— Всё это происходит на фоне напряженной работы, проводимой в т.ч. и мусульманскими религиозными лидерами среди прихожан российских мечетей и направленной на укрепление гражданского самосознания и ревностного отношения к защите своей страны… Кто и на основании чего мог отдать приказ на такую показательную грубость в священный день в священном месте по отношению к тем, кто сегодня благословляет и отправляет мусульманскую молодёжь служить России, жертвовать здоровьем и нередко жизнями за правое дело? — написал Мукаддас Бибарсов в своем обращении.

Коллаборация с агентурой войны

Представители независимой мусульманской общины России обращают внимание на все более отчетливую позицию муфтията Бибарсова и аффилированных структур в солидаризации с действиями России в Украине.

Напрямую или опосредованно сам официальный муфтият или люди, с ним связанные, участвуют в пропагандистских мероприятиях: будь то пресс-туры на оккупированные территории, или открытие культовых сооружений в этих регионах структурами новой оккупационной власти.

Так, в апреле 2022 года ведущий телеканала NUR TV (принадлежит структуре муфтията Саратовской области), блогер Расул Тавдиряков прибыл в оккупированный Мариуполь в составе кадыровской делегации под руководством министра информации Чечни Ахмеда Дудаева.

Издание "Голос Ислама" называло участников этого пресс-тура "прямыми участниками агрессии против крупнейшего европейского государства", обвинив участвующих в нем деятелей в том, что "имея возможность дистанцироваться от этой агрессии, они с ней солидаризировались".

Услуги без оплаты

Несмотря на лояльный характер взаимодействия структур саратовского муфтията с властями России — в частности, со структурами регионального губернатора — ни до российского вторжения в Украину, ни после Духовное управление мусульман и другие структуры, управляемые муфтием Мукаддасом Бибарсовым, не получили государственной поддержки ни по одному из проектов, на которые они запрашивали финансирование.

Из информации, размещенной в открытом доступе, Духовное управление мусульман Саратовской области в 2017 году подавало заявку на получение президентского гранта по направлению "Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия" на сумму 3 262 500 руб. Проект "Одно отечество — один народ" не получил президентскую поддержку.

В августе 2021 года община Александрово-Гайского района Саратовской области, входящая в структуру областного ДУМ, подавала заявку на получение гранта по направлению "Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ" на сумму 271 765 руб. В предоставлении гранта было отказано.

Еще в трех проектах участвовала Саратовская региональная общественная культурно-просветительская организация "Возрождение", руководителем которой значится Мукаддас Бибарсов. Организация трижды участвовала в конкурсах на получение грантов: в 2020 году подав заявку на 215 350 рублей на конкурс поддержки проектов, связанных с наукой, образованием и просвещением; в 2021 году — на сумму 164 860 рублей с проектом мини-футбола "Курбан" на конкурс, связанный с укреплением межнационального и межрелигиозного согласия; в 2023 году — на 403 203 рубля на историко-просветительский медиа-проект "Мечети Саратовской области" в рамках направления "Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия". Ни один из этих проектов не получил поддержки.

Мнение эксперта

Любая поддержка мусульманами вооруженного вторжения в Украину с канонической точки зрения запретна, рассказал "Idel.Реалии" исламовед, выпускник Исламского университета города Медина (Саудовская Аравия) Тимур Алиметов.

— Что касается украинских мусульман, то для них защищать свою территорию, честь и имущество является обязательным. Те же мусульмане, которые находятся на территории России, не должны поддерживать ее вторжение в Украину как минимум потому, что там есть их единоверцы, которые пострадают. Поскольку в сунне (жизнеописании пророка "Idel.Реалии") есть указание, когда два мусульманина встречаются в битве друг против друга, оба окажутся в огне; и таких указаний в исламской религии очень много. Здесь речь о прямом запрете. Режим Путина направляет туда мусульман убивать в том числе и мусульман Украины. То, что делает Бибарсов, — это противоречие исламским канонам; поездки, поддержка марионеточных муфтиятов противоречит Шариату, мусульманин не должен помогать в убийстве других мусульман. Кроме того, российская сторона не защищается, иначе это было бы обязанностью. Здесь они наоборот помогают притеснителю и тирану распространять тиранию, в чем мусульмане участвовать не могут, — считает теолог.

Он напомнил, что с приходом к власти Владимира Путина мусульмане в России стали дискриминируемой религиозной группой, что уже указывает на запрет такой поддержки.

— Режим Путина постоянно притесняет мусульман на территории РФ: рейды в мечети, запрет литературы, лишение свободы книгоиздателей. И на фоне всего этого эти люди [муфтии] идут и агитируют умирать за этот режим. Они представляют это джихадом против Запада и Украины, но если это джихад — у него есть свои условия. Во-первых, это распространение слова Всевышнего, чтобы Шариат был превыше всего. Это есть? Нет, они устанавливают режим Путина. Второе условие — защита чести, семьи, имущества. Это тоже не подходит, поскольку Россия является агрессором, а не наоборот, — заключил Алиметов.

Нет пути назад

Многие годы некоторые мусульманские религиозные деятели России, причисляемые к умеренным, взаимодействовали с властью путем всё больших уступок, демонстрируя всяческую лояльность, чтобы защитить достигнутые позиции в своей деятельности, называя это вынужденным компромиссом.

Специалисты по российскому исламу указывают, что конформистская позиция этих муфтиятов началась задолго до российского вторжения в Украину и сегодня не оставила таким муфтиям иного выбора, кроме открытой поддержки действий России в Украине, рассказал "Idel.Реалии" российской социолог, исследователь мусульманских общин Денис Соколов.

— Как и муфтий [Северной Осетии] Хаджимурат Гацалов, или Нафигулла Аширов (муфтий Азиатской части России), которые считаются просвещенными религиозными деятелями, в этом ряду и муфтий Мукаддас Бибарсов — у него есть возможность оставаться муфтием и вести какую-то деятельность, которую он считает полезной, либо его от этого дела отстранят. Началось все с минимальной лояльности власти, но требования растут — и он пришел к ситуации, когда он должен поддерживать войну, либо его очень жестко отстранят от этой деятельности, — поделился мнением Соколов.

Поддержка официальной линии началась задолго до войны в Украине, говорит социолог, и отчасти была вызвана тем, что эти муфтии должны были конкурировать за лояльность власти с поддерживаемыми ею функционерами, получающими от нее ресурсы и зачастую проводившими противоречащую интересам мусульман России деятельность:

— Эти муфтии понимают, что если ты не будешь прогибаться, то "уйдешь" — и останется один Таджуддин и Ахмаж-хаджи (Ахмад-хаджи Абдулаев, муфтий Дагестана"Idel.Реалии"). В этом лоялизме они заходят так далеко, что выходить уже некуда. Он уже в этой парадигме "родился орком — защищай Мордор".

Позиция Бибарсова и других муфтиев, считаемых умеренными среди российских мусульман, в вопросах войны в Украине не имеет отношения к исламу, отмечает Соколов, являясь, по его словам, "исключительно бюрократической историей".

— Исламский дискурс в вопросе войны в Украине про другое — дозволенная ли эта война или нет, и на какой стороне? В одном варианте участвовать в ней мусульманам недопустимо, потому что воюют немусульманские армии и государства, а в другом случае для некоторых мусульман — это защита своей Родины. Для россиян это нападение, и это неправильная война, но могут сказать, что этому государству присягали и должны за него воевать. Однако и это не про ислам. Если ты находишься в преступной организации, должен ли ты выполнять преступный приказ или не должен? Это, скорее, такая политическая история; они со своей паствой, поскольку большинство их прихожан по тем или иным причинам публично поддерживают государство. Они начали с маленького компромисса и пришли к большой проблеме, из которой уже нет выхода. Массово люди идут за мейнстримом — и надо признать, что сегодня в стране мейнстрим прогосударственный, — резюмировал Денис Соколов.

"Idel.Реалии" направили официальный запрос Мукаддасу Бибарсову, предложив ответить на вопросы, связанные с его поддержкой войны, и на претензии в этой связи украинских мусульман в адрес российского духовенства. На момент публикации материала ответа не последовало.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.