Участие в войне в Украине российских мусульман — что это: джихад или преступление перед Аллахом? Почему священнослужители в РФ готовы пойти на удобную для российской власти трактовку священного для мусульман писания? И есть ли разница между семейно-бытовым насилием над женой и "побиванием"? В рамках проекта "Наизнанку" мы поговорили об этом с исламоведом, хафизом Корана (человеком, который знает его наизусть) и главой Крымскотатарского культурного центра Львова Ислямом Тохлу. Текст приводится с сокращениями.
ЖЕНЩИНА И ИСЛАМ
— В последние недели в российской новостной повестке особенно часто возникают обсуждения места женщины в исламе и того, что ей можно, а что нельзя. Во-первых, это история про запрет ношения никабов в некоторых регионах России. Во-вторых, ставшее вирусным видео одного из имамов Казани о том, как правильно "побивать жену". Как бы вы прокомментировали их?
На видео имам казанской мечети Тимур Камаев рассказывает о способах "побивания" жены. Отметим, что до этого он сказал, что бить жену нельзя. Однако далее призывает: нужно различать понятия побивание и избивание.
Камаев объяснял, что в крайнем случае можно наказать жену и применить силу, но только осторожно, не навредив. Не плетью, а палочкой для чистки зубов — так называемым мисваком (щетка, изготовленная из веток и корней дерева арак, произрастающего на Ближнем Востоке). Имам Камаев даже показал, как нужно замахиваться, чтобы не задействовать силу плечевого сустава и не оставить на теле супруги синяков.
— В исламской традиции, как и в любой религии, которая базируется на писании, всегда нужно различать то, что есть в самом писании, и интерпретацию, трактовку богословов, которую они делали в той или иной географии.
Что касается данного аята (аят 34), то тут вопрос в первую очередь в том, как его переводить и на что делать акценты. Та трактовка, которая упоминается в этом видео имамом, является, по сути, общепринятой в суннитском исламе; перевод, который он упоминает, также является общепринятым, поэтому самого имама тут винить не в чем. В принципе, он объясняет то, что распространено в теологической литературе.
Но так ли это в самом Коране, если переводить правильно и делать правильные акценты — уже другой вопрос. Если мы окунемся в сам Коран, будем читать его в оригинале на арабском, то соприкоснемся с разными смыслами. Одно слово можно по-разному понимать, по-разному интерпретировать.
— А что делать с тем, что есть разные интерпретации Корана? Мы живем в XXI веке, нужно ли воспринимать такую интерпретацию только таким образом? Вообще, насколько это нормально, что имам, выступая в видеоподкасте, рассказывает, как можно относиться к своей жене?
— Тут вопрос в том, какие интерпретации, какие мнения брать за основу, потому что времена меняются. Если бы его [этот аят] переводил я, то перевод бы понимался совсем по-другому.
Первый пункт звучал бы так: "поговори с ней", то есть [нужно] найти общий язык. Дальше идет, что нужно "разъединить ложе", если говорить буквально. Если правильно понимать, это необходимость дистанцироваться — чтобы успокоиться, остыть, поразмышлять наедине. А уже третий этап, если переводить буквально — "побейте ее". Если воспринимать это слово буквально, то тут даже нет ограничений, которые имам приводит с интерпретацией различных ученых. Тут имеется в виду общее слово, которое можно понимать как угодно: если его понимать буквально, то просто "бейте" — и тогда можно бить как угодно, никто не ограничивает в этом плане.
— Стоило ли имаму все же говорить про зубочистку в этом ключе или можно было избежать этого?
— Если смотреть на смысл этого слова, у него также есть объяснение "оставить её" или "разорвать отношения". В этом смысле тут больше имеется в виду разрыв отношений. Если вы не нашли с ней общий язык, если вы дистанцировались, поразмышляли и по прошествии времени все равно не находите общий язык, то наилучшим выходом будет разорвать отношения.
Почему-то некоторые имамы до сих пор пытаются следовать буквальной интерпретации, брать буквальное за основу и распространять такого рода наставления, в которых нет никакого благого смысла.
Возможно, это тоже сопряжено с той ситуацией, в которую окунается вся Россия — насилие становится более поощряемым, нормализованным: неважно, на войне или в домашних делах. Поэтому, мне кажется, что эти интерпретации хорошо ложатся в повестку России. Имамы стараются соответствовать тому, что происходит в стране.
— Перейдем ко второму видео, которое я хотела бы обсудить: можно ли женщинам ходить в мечеть? На этот вопрос отвечает муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Он сказал, что в целом ходить в мечеть можно, но при этом задается вопросом: как женщине справиться с домашними обязанностями, если она пять раз в день будет ходить в мечеть? Самигуллин также уточняет, что для мужчин коллективный намаз куда предпочтительнее, а для женщин нужно совершать его дома. Так ли это, согласно Корану? Можно ли, на ваш взгляд, в современном мире привлекать молодежь с такими ограничениями?
— Если мы посмотрим на биографию, жизнеописание Пророка и мусульман первых поколений, то мы увидим, что таких ограничений на походы женщин в мечеть не было. Женщины спокойно ходили в мечеть, молились. Более того, согласно преданию, они молились позади мужчин. Женщины вольны ходить в мечеть так же, как и мужчины.
Со временем в некоторых правовых традициях некоторые ученые начали вводить такие ограничения, но они не являются обоснованными самим исламом, Кораном или сунной. Они, возможно, больше обоснованы политической ситуацией, безопасностью общества и так далее; а потом они просто начали передаваться богословами: со временем чем старее становится мнение в любой традиции, тем оно ценнее. Поэтому некоторые муфтии или имамы, достаточно неправильно понимая тексты, не понимая контекст, передают это просто потому, что так написано в книге.
— Я на всякий случай уточню: женщина в целом, согласно Корану, должна вести домашнее хозяйство и воспитывать детей? Есть ли какое-то разграничение в Коране, что должен делать мужчина, а что женщина?
— Нет, с точки зрения ислама, Корана и сунны, женщина не обязана ничего делать. С точки зрения исламского брака, есть обязанность мужчины. В его обязанности входит обеспечение крова, питания, одежды, то есть базовых потребностей женщины.
Что касается самой женщины, то в браке именно бытовых обязанностей у нее нет, она не обязана даже (если мы почитаем правовые книги) кормить своего ребенка, если пожелает. То есть она имеет право попросить мужа нанять кормилицу.
Тем более вменять эти обязанности, а потом еще и ограничивать её поход в мечеть или куда-либо — это никак не связано с самим исламом, а больше связано с культурой или пониманием исламской культуры самого муфтия, который это сказал.
ВОЙНА И ИСЛАМ
— В Башкортостане будут проходить молебны о "бойцах СВО". По словам главы республики Радия Хабирова, родные и жены воюющих с Украиной просят, чтобы они проходили в мечетях и православных храмах. Как в исламе относятся к практике молебнов за "здравие и упокой" военных? И есть вообще такая традиция в этой религии?
— Если брать ислам, то таких коллективных молебнов не может быть, их исторически не было. За здравие военных тем более, а тем более в немусульманском государстве.
Если брать исламскую традицию, то в исламе очень важно не вводить практики, которых не делал сам Пророк и его сподвижники. Люди могут молиться индивидуально за своих близких, но мы должны думать о том, в каком контексте это происходит.
Тут предлагается молиться за оккупационные, по сути, войска, и именно людей, которые находятся в колониях. Если мы берем Башкортостан, Татарстан, Чечню, Дагестан, Крым и так далее, это издевательство над этими людьми — призывать их молиться за [этих] военных. Это все равно, что если бы, например, во время Второй мировой войны немцы захватили Крым и мусульманские территории и попросили бы имамов и муфтиев в мечетях делать коллективные молебны за "освободительные" войска нацистского режима.
По сути, я не вижу разницы между этими двумя примерами. Разница только в том, что там русские, а тут немецкие войска.
"Idel.Реалии" ранее рассказывали о представителях духовенства, которые словом и делом поддерживают войну, обосновывая ее религией. Ранее мы опубликовали материалы о муфтие Саратовской области Мукаддасе Бибарсове, муфтие и главе Духовного собрания мусульман России Альбире Крганове, Татарстанской митрополии РПЦ, митрополите Саратовском и Вольском Игнатие, председателе Центрального духовного управления мусульман России Талгате Таджуддине, муфтие Татарстана Камиле Самигуллине.
Вместе с тем некоторые православные священники и священнослужители других религий осудили войну и преследуемы за это. Например, башкортостанский иеромонах Петр (Степанов) 9 февраля опубликовал открытое письмо о своем разрыве с РПЦ. В числе причин он назвал поборы и поддержку церковью войны.
— Официальные исламские религиозные деятели в России поддержали войну и даже назвали её джихадом. С точки зрения Корана, эту войну можно назвать джихадом?
— С точки зрения ислама, джихад, если окунуться в значение этого слова, понимается как "проявлять усилия" в буквальном смысле.
Если мы берем терминологическое значение, то в исламской теологии джихад подразделяется на две части — большой джихад, который означает именно духовное самосовершенствование, борьбу со своим эго на своем пути. Есть известное высказывание Пророка, что наилучший джихад — это джихад со своим эго, со своим нафсом (сущность человека, его "Я", эго — "Idel.Реалии").
— Насколько я понимаю, "джихад" понимается в военном проявлении этого понятия.
— Да. Второе значение джихада — это внешний джихад, который подразумевает защиту своей жизни, своей семьи, своего народа, своей родины. Он может включать в себя борьбу на защиту мусульманской общины военным путем, когда на тебя кто-то нападает и твоя жизнь под угрозой. Тогда ты имеешь право вести оборонительную войну. В Коране четко сказано — сражайтесь, если кто-то сражается против вас: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не переступайте границы. Поистине Аллах не любит преступников".
Если мы вернемся в российские реалии, то тут мы имеем дело с наступательной войной, оккупационной войной России. Вообще, мусульмане не имеют права находиться в рамках этой армии. Дело даже может дойти до того, что человек, который вступает в такую армию и воюет на стороне, считается неверующим с точки зрения ислама, потому что он убивает кого-то в целях, которые не предписаны исламом. Это тяжкое преступление с точки зрения ислама.
— 15 июля в Татарстане прошел 12-часовой телемарафон "Вступай в армию победы". В рамках него татарстанцев и жителей других регионов России активно призывали подписывать контракт, получив после этого 1,5 млн рублей. На телемарафон также пришли имам-мухтасиб Ютазинского района Татарстана Марат Марданшин и протоиерей Андрей Зиньков. Они рассказывали, как духовенство поддерживает российских военнослужащих. Кроме того, Марданшин объяснил, как в исламе относятся к войне. Давайте послушаем:
"Религия ислам в своей основе отрицательно относится к военным действиям. Ислам — это религия добра и мира. Но когда твоей родине угрожает опасность, шариат предписывает мусульманину встать на её защиту. Это можно сравнить с тем, как к твоему дому подходит неадекватный сосед с оружием и угрожает твоей семье. Любой мужчина встанет на защиту своей семьи", — заявил Марданшин.
Вот такую интерпретацию предлагает имам Марат Марданшин. Что вы на это скажете?
— Преподнести можно как угодно, особенно религиозные тексты, поэтому тут важно, что есть по факту. А по факту его интерпретация верна лишь для тех, кто считает ситуацию в России нормальной. Нужно напомнить этим людям, что, по сути, в 1552 году была захвачена Казань, в 1557-м был захвачен Башкортостан; и были долгие войны в XVIII-XIX веке по захвату Чечни, Дагестана и других территорий Кавказа. С этой точки зрения, угроза их дома была в этих годах — и она продолжается до сих пор. Если граждане Башкортостана, Татарстана, Дагестана, Чечни, Крыма хотят вести оборонительную войну за свою родину, то они должны это делать у себя на родине и против того, кто в те года оккупировал их.
Если у людей есть желание вступить в какую-то армию, защищать свою родину, они должны это делать на своей территории против известного им врага. Нужно еще помнить очень важный момент, что во время Второй мировой войны мы, например, — крымские татары — участвовали на стороне Советской армии; и пока мужчины воевали на стороне Советской армии, их женщин, стариков, детей депортировали в скотских вагонах в Сибирь, Узбекистан и так далее. Поэтому тут важно думать: когда человек идет под такой джихад, что будет с его семьей? Не повторится ли то, что было в 1944 году? Не останется ли его семья сама с собой в тот момент, когда кто-то захочет ее депортировать или наказать за "предательство"?
— Как вы считаете, почему религиозные деятели в России так рьяно призывают мусульман идти на эту войну?
— Они это делают, потому что их просят это делать. Я не знаю, заставляют ли их. Мы должны понимать, что политика и религия влияют на одну и ту же сферу — на массу, на людей. Они не могут находиться в таком содружественном состоянии: либо религия контролирует политику, либо политика контролирует религию.
В случае большей части государств политика контролирует религию, чтобы правильные и нужные государству нарративы спускались к обществу через проповеди, через имамов, священников. Так же, как и в эпоху Советского Союза, священники не имели права говорить, что им думается; то же самое происходит и сегодня в рамках России. Есть ли у них выбор? У них есть выбор: либо покинуть этот пост, заняться чем-то другим, либо остаться и заниматься тем, чем они занимаются. Большинство, как мы видим, предпочитает оставаться на своих должностях.
***
— В конце нашего интервью я попрошу вас коротко ответить на наш традиционный вопрос: что ждет Россию после Путина?
— Развал.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.